Большая депрессия американского баскетбола 1999-2011 гг.
Зарождение академического баскетбола в США. Какими судьбами, дон?
После периода, когда в НБА играли европейцы за небольшие контракты, в основном приезжавшие в Америку заработать немного денег под конец карьеры, наступил новый этап. Лига стала затягивать тиски вокруг команд, приглашавших к ним звёзд НБА из других стран. Зачем иметь в команде легионера, если неизвестно сколько пройдёт у него времени на адаптацию, когда он сможет взять на себя лидерство в отдельных хотя бы матчах (а игрок-интернационал - это игрок-ролевик) и не уедет ли он на чемпионаты мира, первенства лучших национальных команд своей части света и не травмируется, из-за чего не сможет играть. И это было большим упущением для Ассоциации, потому что было очевидно, что кроме гонораров американский спорт ничто не может дать баскетболистам высокого профессионального уровня. Было этому и подтверждение в череде проигрышей американской сборной на чемпионатах мира и розыгрышах панамериканских игр. Пежа Стоякович, Хедо Туркоглу и По Газоль были лишь единственными, кому в США улыбнулась удача, и они стали полезными игроками в своей команде и были всегда на слуху у болельщиков. Но даже они не стали игроками, которых будет называть история баскетбола в своих анналах и о которых пойдёт речь сейчас.
ЛеБрон слушает Голди. Измерь свой интеллект.
Когда мы начнём разговор о том, какой игрок действительно хороший для команды и по спортивным категориям и по командному духу, который он будет поддерживать в своей команде, сперва стоит отметить таких игроков, как Тони Паркер или Стив Нэш. Возможно, кому-то покажется странным отдельное упоминание этих всем хорошо известных баскетболистов, но мне хотелось бы их просто сравнить. Стив Нэш ни разу не становился чемпионом НБА, но зато получал награду Самого Полезного Игрока, в 2006 г. Паркер был чемпионом НБА три раза, но никогда не был отмечен персональными наградами. Это игроки, которые столь разнятся и в понимании игры, и в технике, и в мастерстве, но сравнивая их вместе мы наталкиваемся на одну сложность. Оказывается, в НБА легче получить награду за свою феноменальную индивидуальную игру и завоевывать почести и интерес болельщиков, если ты, прежде всего, играешь на шоу, а не на результат, не пытаешься заполучить все лавры, играя и выкладываясь полностью в чемпионате. Паркер - это неплохой игрок, но он редко может показать зрелищную игру, в отличие от Нэша, который играл достаточно легко и непринужденно. Я считаю, что это всё-таки не самые лучшие разыгрывающие в Лиге, и принесли они, скорее, больше вреда, чем пользы.
Мне кажется, именно из-за этих игроков баскетбол в Америке немного потерял интерес. Они как диверсанты-подрывники вели в Лучшей Лиге мира свою работу, сильно тормозя прогресс, давя на единство игроков. Преодолев лок-аут 1999 года, Ассоциацию продолжают разрывать терзания, из неё выпивают все соки заезжие иностранцы, огромные бюджеты тратятся на поддержание интереса у публики, с помощью PR, массового маркетинга и организаций увеселительных мероприятий, огромный тренерский штаб становится лишь игрушкой у манипуляторов высокого менеджмента команд. Второй лок-аут не за горами.
Стоит напомнить, как в 1929 г. на Америку нагрянула Великая Депрессия. Заводы закрывались, деньги исчезали с бирж, росла безработица. Благодаря появлению многих мелких фирм, деньги выкачивались из экономики большими темпами и это в то время пока промышленность и производство полностью стояли. В то время баскетбол слабо развивался, однако тот этап подхлестнул появление хороших команд и игроков, которые были действительными знаменитостями своих районов, совершавшими героические поступки для того, чтобы в баскетбол по-прежнему играли лучшие из лучших. Чтобы был какой-то определённый налёт искусности и особая тонкая манера игры. На таком антураже плохо себя чувствовали все: евреи, ниггеры, простые баскетболисты из бедных семей. Пока не пришёл Эдди Готлиб. Он уговорил игроков остаться в существовавшей тогда единственной лиге, SPHA, долго трудился в администрации этой лиги, создавший в конце концов первую профессиональную команду, на базе команд НБА в Филадельфии, называвшуюся "Уорриорз" в 1949 г.
Высоко-эффективный баскетбол сейчас, грамотные тактические команды, игроки высокого IQ. Синхрофазотрон держите наготове.
Когда-то казалось, что игра пойдёт именно по тем путям, которым нужно, и ей не грозят препятствия и трудности. Нил Джонстон, Харри Галатин, Энди Филипс, считавшийся первым профессиональным игроком, Пол Аризин, уходивший на два года служить в армию и триумфально возвращавшийся, - это были игроки приносящие славу НБА в годы её становления. Тот классический баскетбол был выражен в появлении большого числа игроков на позиции атакующего защитника, которые становились постепенно лидерами и приковывали огромное внимание зрителей, баскетбол становился игрой момента, очень много решалось от работы тренера, как он прикажет своим подопечным распорядиться мячом, в командах нужна была большая дисциплина, а игра центровых была примечательна тем, что им требовалось бегать наравне с остальными и совершать комбинации, в которых от них требовалось показать отдельные качества, ради которых их будут потом помнить. Когда игроки уходят из баскетбола сейчас - их ждёт славное будущее, они могут себе заработать столько денег, чтобы в дальнейшем им спорт дал определённый отдых, известность и хорошие почести и в деловых кругах. Это ошибочное явление, потому что по физическим данным спортсмен может трудиться гораздо больше. Например, Джордан играл до 40 лет, Карим Абдул-Джаббар и Оскар Шмидт до 45. Они хорошо выступали и в этом возрасте, а сейчас игроки уходят из баскетбола в младенческом возрасте. Нельзя не отметить и то, что приходя в НБА игрок приносит туда свой отдельный неизменный стиль, и после завершения карьеры он обязан передать навыки и мастерство своей игры кому-то другому.
Один из лучших стилей, разработанных в баскетболе - академический стиль: это стратегия тренеров и тактика тренеров по физической подготовке, подкреплённая фундаментальными азами баскетбольной библии.
Игроки, выступавшие в этом стиле в прошлом: Пол Пирс, Ричард Хэмилтон, Кэйси Якобсон, Крис Веббер, Квентин Ричардсон, Энтуан Джэймисон, Дэвид Джонс, Реджи Теус, европейцы: Томас Пачесас, Тиит Сокк, Модестас Паулаускас, Валдис Валтерс, Зураб Саканделидзе и многие другие (в Европе существует огромное преобладание игроков академического стиля с высоким баскетбольным IQ, гораздо больше, чем в НБА).
Игроки, развитые в фундаментальном баскетболе достаточно на высоком уровне современности: Ламаркус Олдридж, Люк Бэббит, Марко Белинелли, Патрик Беверли, Майкл Картер-Вилльямс, Майкл Конли, Майк Данливи, Лэндри Филдс, Рэнди Фой, Джиммер Фредет, Девин Харрис, Гордон Хэйвард, Кирк Хинрик, Йонас Жеребко, Майкл Кидд-Гилхрист, Дэвид Ли, Кемба Уокер.
Среди превалирующих черт развития академического баскетбола: развитие баскетбола дало толчок к превалированию фундаментальной школы и сейчас баскетбольные отцы и крёстные семьи возвышаются на Олимпе лучшей игры с мячом, диктуя спортсменам и руководствам НБА те нормы, которые разработал Нейсмит; развивается лига NBDL; рынок свободных агентов стал узким на сезон 2015-16; команды "Уорриорз", "Селтикс", "Портленд Трэйл-Блэйзерс" держат баскетбол на высоком уровне, пока как большое количество трейдов происходит вокруг игроков и атлетов высокого амплуа и индивидуализма. Кроме того, развивается полу-профессиональный спорт.
В передаче Hoop Talk 101 для вас специально расскажет о чём говорит баскетбольный интеллект игрока легенда американского баскетбола и игрок, долгое время игравший в чемпионском составе "Лейкерс" Эй Си Грин, ставший иконой правильной игры мощного форварда. Энцефалограмма в руках, бьём ей Мурешана, и...
7 Комментариев
Рекомендуемые комментарии