Предикатив неуспеваемости изучен.
Сперва о главном. В 1891 г. Нейсмит изобрёл баскетбол. И это не та игра, в которую играют отбросы, вспомним 60-е гг.: Чемберлэйн, "Гарлем Глоубтроттерс" и уличные негры, изобретающие свой стиль, который естественно нравится молодым парням, но ни с чем и в ровень не стоит с академическим баскетболом, в который играет пол-Америки; он грязен и отвратителен, набор финтов тщательно изучен для обмана соперника и судей, но было время, когда всё было по-другому. Начиналось всё достаточно схоже как это было с американским футболом. В классический баскетбол играли с 1893 г. до приблизительно 50-х гг. XX века. Постараюсь осветить основные черты того баскетбола.
- Медленная игра. Физическая подготовка баскетболистов того времени далека от нынешних, однако проигрывая в спринте, беге на длинные дистанции, росте и прыжке, игроки компенсировали это хорошей ОФП, богатырским здоровьем и хорошими габаритами (большая масса, массивные руки). Они успевали практически всё, но слишком много лишних движений тормозило игру. Если сравнить с игроками, представляющими грязную школу, например, Келвином Като, то тем игрокам требовалось около 10 шагов, чтобы совершить проход от того места, где сейчас находится трёхочковая линия, до кольца, того отрезка, который Като преодолевал за два.
- Малое количество пасов. Многих это удивит, дескать в старое время игроки должны были бегать, прыгать за мячом, передавать мячики. Но нет, именно академический баскетбол отличался большим индивидуализмом. По первому времени никто вообще не додумывался отдавать пас. Был интересный случай. В первой баскетбольной игре в истории (1893 г.) игроки на площадке постоянно вытесняли одного из баскетболистов из противоположной команды. Он просто ловил мяч, выброшенный из-за лицевой линии при взбрасывании, бежал трусцой на другую сторону площадки, ведя мяч немного на согнутых ногах, оббегал всех соперников (правила зоны тогда не существовало) и бросал в кольцо. Пока его команда стояла в защите и защищалась! Когда после первой половины игры другая команда не смогла забить ни одного мяча, тренер попросил этого игрока отдать пас кому-нибудь из партнёров и в итоге конечно они стали пасовать друг другу. Но в-общем, во всех играх было мало пасующих и игроки старались решить любую игровую ситуацию сами.
- Лишь только забрезжила возможность исполнить какой-нибудь элемент на шоу - и тебя выгоняют с дисквалификацией. Именно по этому все игры были невероятными по напряжённости и по накалу страстей. В первых любительских турнирах того времени чемпионы сменялись один за одним, болельщиков выносили с площадок с инфарктом.
Итак, год за годом баскетбол набирает популярность и развивается большими шагами. Но ему не хватает какой-то "изюминки". Не хватает некой мощи, таинственной силы. Появляется лига НБА и с первых лет появления она вселяет ужас и хаос в зрителей этой восхитительной игры. И сейчас, смотря игры НБА, мы удивляемся, чем же гордятся эти негры, появляющиеся там перед нами по телику. Те же негры, которые вечно проигрывали сборной СССР, которые организовывают из-за необразованности лок-ауты, которым лучше всего подметать мусор на стройке (вроде, Родман, Деннис - "Чикаго Буллз", 1995-1999). За последние годы европейские баскетболисты, приезжавшие в НБА, становятся там либо где-то на обочине всей жизни, либо берут всевозможные награды и становятся любимчиками толпы (напр., Дирк Новицки, MVP - 2007 г.).
В первом выпуске блога New Highlight Motion я хочу поговорить о европейцах, которые уже прижились в т. н. "Лучшей Лиге Мира" и стали мировыми феноменами в спорте, попытаться сравнить их класс игры с неким средним показателем, выработанным в спортшколах у нас в России, по трём основным качествам академического баскетбола: сила, индивидуальность и верность победе, и, возможно, мы сможем что-то выяснить из этого.
Сабонис обладал большой массой и силой. С ним не мог бороться ни один центровой. В числе его заслуг стоит то, что он всё время давал атаке ход, умея ставить сверху, бросал в основном одной рукой в кольцо из-под щита, делая это быстро, молниеносным движением кисти. У него получалось занимать позицию раньше защитника, потому что некоторые боялись сразу выбегать и вставать сзади него, а затем просто бросал мяч в кольцо, выигрывая возможность в следующей атаке бросить трёхочковый. Возможно, он и давал много пасов, но он также много бросал из-за трёхочковой линии, никогда не упускал этот момент, могу вам точно сказать. Чем ещё отличился Сабонис? Своим фирменным крюком. Благодаря своему крюку, он всегда в нужные моменты помогал команде догонять соперника. Но в Портленде не было хороших одноклубников и им нехватало всегда немного чтобы оказать сопротивление другим командам в плей-офф.
Насколько европейский баскетбол переживает упадок от раздела бывшей Югославии? Можно не переживать когда на паркет выходит Предраг "Саша" Данилович. Не важно сколько хороших игроков на площадке, сколько времени на табло, дайте ему пас - и он зашлёт мяч в колечко. Он был хорошим снайпером и он знал свой талант. За свою карьеру в НБА он набирал в среднем 13 очков за игру. Это значит, что он был важным снайпером для команды и мог забивать трёхочковые броски, когда игроки противоположной команды стоят зоной? Это значит, что почти каждый четвёртый бросок в команде забивает он, а выходя с замены он сразу берёт игру на себя и пытается либо совершить проход, либо, создав удобную связку для себя, бросает без сопротивления с дистанции. Кроме того, это сила ног, быстрая работа рук, благодаря чему он делал много перехватов. На моих глазах он отбирал мяч у игроков стоящих с другой стороны площадки, игнорируя персональную опеку.
Многие считают, что благодаря Дивацу баскетбол сместился в сторону мощных, таранных центров, которые, в основном, заталкивают мяч в кольцо, и которые нужны любой команде, чтобы претендовать на высокие места в чемпионате. Не верьте им! Все успехи в "Лос-Анджелес Лейкерс" принадлежали руке Мэджика Джонсона и менеджменту команды, а Владе Дивац был просто игроком, приглашённым из Европы, чтобы увеличить интерес публики к команде. Тем не менее, Дивац спас команду от бедствия в 90-х, сам того не ведая. Он был огромен, во время лок-аута я видел его в Европе, и никто не мог играть с ним наравне. Его масса позволяла ему брать много подборов. Когда надо было он совершал проходы, практически через пол-площадки! Когда-то Чосич играл в подобном стиле. Хорошо он играл и на перехвате, также делая много блокшотов, особенно не торопясь в атаку вообще! Однажды был момент, когда Диваца пришлось звать на другую сторону площадки, потому что играли комбинацию на него, так он любил играть в защите.
Дальше хочу сделать упор на этого выдающегося игрока. Эра доминирующих мощных форвардов в НБА приходится на время, когда играл Дино Раджа. Он, конечно, не альтер-эго Диего Марадонны в футболе, не Флойд Мэйвезер в боксе, но по этим именам можно представить примерно что из себя представлял Раджа. Вообще, что сейчас стоит сказать Раджа? Это значит сказать поводырь коней и слонов, имеющий блат у короля. У нас есть кони - "Даллас Маверикс", у нас есть слон в лице Адама Сильвера и пачка баксов от Миллстоуна на написание этого блога. Шутка. Благодаря его блестательной игре, Джордан пару раз уходил из баскетбола. Он мне сам это сказал, когда я должен был гонять против его команды в чемпионате NCAA. Случилось это в 2006 г., когда друг его агента продублировал телефонный звонок с записью голоса Майкла, говорящего на неофициальной пресс-конференции о своём уходе, мне лично. В общем, Раджа мог заколдовать своей манерой и стилем на площадке абсолютно любого выдающегося атлета, мне кажется, именно этим он привлёк внимание самого Джордана, да и моё тоже этим самым. Его техника была доведена до предела, 99 дриблинга, 99 уверенности в нападении, 99 лэй-апов. Он был очень мощным форвардом - его вес был около 120 кг. Броски были тоже неплохими, поэтому Раджа сиял в лучах фоторепортёров на невообразимой высоте, делая броски с отклонением.
К сожалению, Рауль Лопес не так много играл в НБА. Но ему выдавали в первые годы авансы оказаться в одной из лучших команд, претендовать на приз лучшего новичка года и неплохие деньги. Это был хороший разыгрывающий и он умел играть с умом. Хотя большую часть времени он брал игру на себя и делал проходы. Это была блестательная игра, настоящее искусство толкования нашей любимой игры, симфония Паганини на виолончели. Он постоянно играл на противоходах - его излюбленной фишкой был кроссовер. Он был достаточно сильным, то есть грубо говоря, не засиживался в ночных барах за добавочной порцией выпивки или протеинового коктейля. Не ругался с тренером и не бегал по 8-10 часов на стадионе на разминке, как Деррик Роуз. Чтобы мышцы были видны, как говорится, через футболку. Ха-ха-ха. Зато и незрячему видно во что играла команда Юты тогда, и во что превратилась эта команда во время правления легенды российского баскетбола АК-47 неуловимого Кириленко. Его, кстати, ещё не арестовали наши милиционеры за раскуривание марихуаны в подъезде своей 16-этажной виллы в Барвихе. Да нет, наш Кирыч обитает в Алых Парусах, слушает Кипелова и говорит, что зачем он приехал в Европу, то ведомо зачем, чтобы найти Лопеса и дать ему по шайбам.
В общем, как мы видим, шкварки на американской почве не залежались. Спортивный интерес быстро иссяк, как и желание говорить о баскетболе, в тот момент, когда вы это делаете. Среди этих, так называемых, лучших игроков интернационалов в действительно лучшей лиге мира, нет бойцов. Бойцов за свою свободу в другой стране. Готовых драться с нигерами на уличных площадках и хлестать в три горла протеины, чтобы выглядеть как Кеньон Мартин. Отсюда и больший перевес авторитетов, репутации, для чего и написан сей материал.
2 Комментария
Рекомендуемые комментарии