Некоторые особенности маркетинговой политики adidas в баскетболе
Сразу хотелось бы обозначить, что я не берусь судить о качестве той или иной обуви. Мне на моем маленьком баскетбольном веку приходилось играть далеко не в самых топовых моделях, да я и никогда не был фетишистом кроссовок. И вообще, на мой взгляд, перевод производственных мощностей из Европы и США в Азию полностью исключил элемент того детского чувства обладания кроссовками.
На данный момент в НБА представлены 13 фирм-производителей спортивной обуви, из них только 5 компаний представлены более чем 10 игроками.
adidas в последнее время очень агрессивно ведет себя на местном (амерыканском) рынке. Один из шагов - подписание 4 из пяти первых номеров драфта этого года. Меня рынок США мало интересует по той причине, что там все очень насыщенно и малопонятно.
Обратим внимание на тех баскетболистов, которые подписаны adidas, и выступают (представляют) за другие страны. В 2013-14 игровой году в НБА было 92 игрока, родившиеся за пределами США. Правда, сюда приписывают и таких иностранцев, как Тим Данкан, Кайри Ирвинг, Стив Нэш, который с местом рождения ничего не связывает, кроме строчки в свидетельстве.
Среди всех иностранцев имеем следующих эндорсеров (ранее это был музыкант, использующий инструменты какой-либо фирмы по контракту, а теперь это всякий человек, представляющий ту или иную компанию) adidas:
1. Андрей Кириленко - Россия.
2. Нандо де Коло, Жоаким Ноа, Никола Батюм, Алексис Ажинка - Франция.
3. Рики Рубио, Хосе Кальдерон - Испания.
4. Джереми Лин - Гонконг.
5. Данило Галинари, Луиджи Датоме - Италия.
6. Хидо Туркоглу, Эрсан Ильясова - Турция.
7. Омри Касспи - Израиль.
8. Горан Драгич - Словения.
9. Огнен Кузьмич - Босния и Герцоговина.
10. Неманья Недович - Сербия.
11. Донатас Мотеюнас - Литва.
12. Серж Ибака - Конго.
13. Люк Мба а Муте - Камерун.
Для "удобства" рассмотрим такую вырвиглазную карту.
На первый (да и не только) взгляд, это не так много, но стоит разобраться в территории, которую так или иначе охватывают эндорсеры adidas.
1. Россия. Представлена 4 игроками. Из них настоящей звездой (возможно, угасающей) является Кириленко.
Большой (огромный) потенциал у Мозгова, который представляет Nike. При всем уважении (тьфу-тьфу) к Шведу и Карасеву они мало ассоциируются с российским баскетболом в НБА.
Кириленко знают давно и знают все. Контракт с adidas подписан давно, и контракт весьма приличный. Конкурирующие фирмы давно в России не устраивают мероприятий, которые были бы равны делам, творимым adidas.
Россия - большая территория (удивительный факт) и большой рынок, который очень интерес НБА (как заявляет Дэвид Уоттс).
2. Азия. Джереми Лин (хотя назвать его азиатом можно весьма условия). И никто другой. Больше в НБА никого, так или иначе, связанного со странами Азии, нет. Удивительный факт.
Вы можете относится к Лину как к выскочке и безнадежно раздутому середняку, но это именно тот человек, который проснулся от стука в дверь своего агента, принесшего ему контрактов на 100 млн долларов. А крупные компании умеют считать деньги и знают, как эти деньги можно отбить.
Рынок просто колоссальный, а после ухода Яо Мина этот рынок для местных "героев" пустует. Конечно, до популярности ЛеБрона Джеймса и Коби Брайанта тут всем далеко, но свои дивиденды всегда можно получить.
3. Франция. Тут adidas имеем лучших представителей страны, если не считать Тони Паркера, который будет играть до следующей революции. Не знаю, насколько водятся баскетбольные денюжки в стране лягушек и улиток, особенно, после событий, связанных с санкциями, но развернуться тут всегда было где.
4. Испания. Тут всего лишь два игрока, представляют интересы "трехлистных". Тут надо обратить внимание на главную особенность компании - подписание молодых и потенциально суперзвездных игроков. Именно к таким относится Рики Рубио.
5. Африка. Странно, но на данном этапе в НБА очень мало игроков, тесно связанных с этим континентом. Если не рассматривать происхождение многих игроков - Луола Денга, Горги Денга, того же Нэша (не обижайся, Стиви), Джоэль Эмбилда - то Африка представлена весьма скудно. Даже тот Ибака, давно выступающий за Испанию, с натяжкой может быть назван африканцем. Тем не менее, лучшие представители континента подписаны adidas.
6. Страны, образовавшиеся в результате распада Югославии. Тут представлены если не сильнейшие, то уж точно одни из лучших игроков. Для меня непонятно, почему еще не подписан Дарио Шарич. Горан Драгич отлично себя проявляет и за собрную, и прилично вырос в НБА.
"Неокученные" территории (интересные рынки):
1. Австралия. Довольно спорный с точки зрения рыночной стоимости материал, но наблюдающий приличный рост. Здесь у adidas есть Данте Экзам, подписанный в этом году.
2. Бразилия. Тут у компании легкий провал, хотя это и огромная территория, и большое количество населения. Правда, баскетболистов перспективных давно не было, но покидать этот рынок совсем не стоит.
3. Аргентина. Большой рынок и сильные баскетбольные традиции пока не имеют эндорсера adidas. С другой стороны команда альба селесте не представлена в НБА звездами первой величины.
Особенности ведения маркетинговой политики adidas:
1. Поиск молодого и очень раскрученного игрока. Среди иностранцев это, безусловно, Рики Рубио и Джереми Лин. Особенно это касается Рубио, которого начали пиарить чуть ли не в 16 лет. Парень, пусть и талантливый, но не оправдывает тех надежд, которые на него возлагались.
Лин - это ярчайшая вспышка, которая на данном этапе находится в весьма подвешенном состоянии.
Именно так ведет себя компания на внутреннем рынке. Ее эндорсеры - быстрые и раскрученные "малыши" (в основном): Деррик Роуз, Джон Уолл, Дамиан Лиллард, Эндрю Уиггинс. Контракт, предложенный последнему, просто поражает все возможные представления.
2. Раскрутка игрока в рамках его страны. Колоссальный "чес" Лина по азиям, кириленковская оккупация в России.
Безусловно, что баскетбол никогда не был основным направлением компании из Херцогенаураха, но отказываться от него уж точно не будет. Иначе к чему бы эти 100+ миллионные контракты с Лиллардом и Уигинсом.
17 Комментариев
Рекомендуемые комментарии