Тафгаи
Хоккейные драки стали одной из неотъемлемых частей культуры хоккейного спорта, зародившейся еще в XIX веке в Канаде. Одной из причин появления драк считают отсутствие четких правил в то время, лишь в 1922 году ввели так называемое правило 56, регулирующее стычки на площадке, которые стали с тех пор караться пятью минутами штрафа. Драки на льду в те годы были нередкостью и отличались особой жесткостью. Звезд в командах было значительно меньше, и каждому приходилось защищать себя в одиночку. С расширением хоккейной лиги в конце шестидесятых годов драка стала распространенным явлением, так как появилось большое количество дорогих хоккеистов, которых нужно было защищать от травм. С этого момента каждая команда обзаводилась специальным «игроком-телохранителем», или тафгаем, которые прикреплялись к конкретному хоккеисту на площадке и защищали его от нападения игроков противника.
В русском языке слово Тафгай появилось как транскрипция от «tough guy»: крутой парень. Тафгаи появились в Канаде, где хоккей национальная гордость и народное достояние. В какой-то момент появилась тактика победы: вывод из строя наиболее эффективного игрока. Пусть ценой того, что свой игрок получает штраф, зато с поля уходят не особо сильный игрок своей команды и сильный игрок команды противоположной. Противостоять этому не самому, мягко говоря, честному приему можно только одним способом ? вводить в команду защитников.
Как правило тафгай в команде один. Чаще всего это не самый высокооплачиваемый игрок, не самый результативный. Хотя есть исключения из правил. Например, Кларк Гиллис был одним из ключевых игроков династии "Айлендерс", играя в одном звене с Брайаном Троттье и Майком Босси. Кларк имел репутацию жесткого бойца и одно его присутствие отбивало охоту у соперников лишний раз задирать его партнеров.
Кларк Гиллис
Есть и другие примеры агрессивных игроков, которые тем ни менее играли результативно. И есть не мало случаев, когда обычные игроки вынуждены прибегать к разборкам на льду.
Впрочем, тафгай не всегда отдельный игрок со своей отдельной ролью. Скорее это все-таки просто роль, которую кому-то чаще, кому-то реже приходится примерять на себя. Хоккей игра жесткая, ведется на больших скоростях, требует высокой физической силы и постоянного напора. К тому же физический контакт неизбежен. Причины драк могли быть совершенно разные: как командные интересы — запугивание игроков противоположной команды с целью получить психологическое преимущество, ответная реакция на провокацию или защита своих игроков, так и личные — вражда между игроками или месть за прошлые инциденты. Владельцы команд сразу увидели в этом возможность привлечь публику и способствовали ажиотажу вокруг соперничества между тем или иным тафгаем. Особому росту популярности драк на льду в первую очередь послужило выступление в семидесятые годы в НХЛ команды Philadelphia Flyers, которая за постоянные стычки на льду получила от журналистов прозвище "Бандиты с Брод-Стрит". Тогда же появилось несколько правил касательно драк на льду: впредь перед началом драки игроки должны были отбрасывать свои клюшки и снимать краги (хоккейные перчатки). С тех пор этот жест стал своеобразным вызовом противника и знаком для зрителей, который немедленно сопровождался аплодисментами.
В СССР существовала легенда, что на «загнивающем западе» хоккеистов стимулируют финансово к дракам (именно поэтому в России нет нормальных тафгаев). Что, мол, это делает игру более зрелищной и привлекает публику. На самом деле статистика показывает, что наличие в команде тафгаев не особо положительно влияет на результативность игры. Примерно с середины нулевых годов число драк на хоккейных полях постоянно сокращается, команды активно переориентируются на тактических и быстрых игроков. Темп хоккея ускоряется, и драки ни как не способствуют успеху.
После с локаута в сезоне 2004/2005 и введения более строгих правил спрос на тафгаев резко упал. Тренеры ведущих команд в срочном порядке избавились от своих тафгаев и стали отдавать предпочтение хоккеистам, умеющим совмещать в себе игровые и бойцовские качества. Но нельзя называть тафгаев вымирающим видом — без драк хоккей тяжело представить, тем более что многие болельщики специально приходят на стадионы, чтобы понаблюдать за потасовками и насилием на льду. Большинство хоккейных экспертов хоть и являются противниками драк, но признают, что это неотъемлемая часть современного хоккея. Драки на льду стали не просто кулачным боем, это своеобразный вызов, реакция на провокацию, возможность наказать противника за грубость, способ перехватить инициативу и попытка защитить товарища по команде.
Существует несколько типов тафгаев:
1. Enforcer - телохранитель, полицейский. Пример: Дэйв Семенко
2. Fighter - игрок силового плана, нередко участвующий в драках. Пример: Эвандер Кейн
3. Goon - охотник, провокатор. Пример: Мэтт Кук
Все тафгаи придерживаются неписаного кодекса поведения тафгая:
- уважай соперника;
- уважай соперника, даже если он отказался от драки;
- не трогай травмированного;
- не празднуй в конце драки;
- не нападай на соперника со спины;
- не добивай лежащего на льду соперника;
- не отказывай сопернику в драке, если ты его ранее в матче побеждал;
- не начинай бой пока соперник не сбросил краги (хоккейные перчатки);
- если играешь с визором (защитное стекло на шлеме), сними шлем перед дракой;
- ее нападай на совершенно не дерущихся игроков;
- тафгай должен быть стойким к боли и идти до последнего.
Словарь тафгая:
Takedown — момент поединка, когда один из его участников опрокидывает оппонента на лед.
Turtle— инициировать драку грязным приемом и, вступая в потасовку, упасть на лед, прикрывая голову руками.
Brawl — драка, в которой участвуют больше одной пары хоккеистов. Также существует Line Brawl (драка, в которой принимают участие все хоккеисты, находящиеся на площадке) и Bench Clearing Brawl (драка, в которой участвуют все игроки обеих команд, даже сидящие на скамейке).
Toe-to-toe — бой, во время которого соперники идут в открытый непрерывный обмен ударами, не думая о защите.
Джерси Шот — удар, наносящийся рукой, с зажатой в ней джерси (хоккейный свитер) соперника.
Правило Роба Рэя — правило, согласно которому боец, умышленно снявший джерси или позволивший его стянуть через голову, наказывается дополнительным штрафом. Для того чтобы участники драки не могли стянуть джерси, используют Fight Strap.
Fight Strap — полоска ткани, пришиваемая к тыльной стороне джерси, не позволяющая стянуть ее во время драки.
Hugfest — метод ведения боя, основанный на оборонительных действиях, при котором соперники наносят очень мало ударов. В hugfest победа обычно присуждается по очкам или в результате падения одного из хоккеистов.
Клинч — положение бойцов, при котором они сковывают атакующие действия друг друга, сцепляясь руками, практически не нанося ударов.
Хэймейкер — размашистый удар, проводящийся прямой рукой.
Ну и на десерт подборка боев:
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет