Великие и страшные Юги - Капитан
В этом блоге, который скорее всего завершит повествование о первой плеяде великих Югославских баскетболистов, я хотел рассказать о игроке, который не был человеком стоявшим у истоков игры как Данео и Корач, снайпером как Кичанович или Дилипагич с Дилибашичем, он не был таким же универсалом как Чосич и тем не менее он стал легендой Югославского баскетбола и гордостью Хорватского клуба Югопластика из Сплита. Когда заходишь на сайт Б.К. «Сплит» на главной странице приведены имена 3 баскетболистов Кукоча, Раджи и Твердича. Двое первых поигравших в NBA и получивших все мыслимые и не мыслимые титулы и звания вам знакомы, хотя у меня была мысль рассказать в дальнейшем (конечно если это будет интересно) о них более подробно, но сегодня наш герой Ратко Тврдич.
Так кто же он такой этот не понятный парень ставший легендой в одном из лучших клубов Европы и в одной из самых сильных сборной континента и мира. А главное почему? Этот вопрос имеет самый казалось бы неожиданный ответ, который прозвучит несколько странно - это был настоящий Капитан, именно так капитан с большой буквы К. Я не хотел и не буду писать различные статистики, которые так любимы на нашем сайте, а попытаюсь своими словами и словами людей, которые играли и хорошо знали этого прекрасного спортсмена рассказать о том кем он был и почему столь почитаем. Это скорее рассказ о том как сформировался этот замечательный игрок
Родившийся в Сплите, в сентябре 1943 года на дне бетонного резервуара, который спас жизнь ему и его матери Беттине т.к., только что освобождённый партизанами и потому беспощадно бомбившейся немцами город просто не имел безопасных мест. Он стал вторым сыном в семье, которая дала Югославии трёх капитанов. Двоих Югопластики и одного сборной.
Его старший брат Ловро был не только капитаном знаменитой команды из Сплита, но и примером которому следовал Ратко почти во всём. Так же как и Ловро , Ратко выберут капитаном Югопластики, а потом и сборной. Точно так же как и старший брат он будет работать и играть, хотя казалось бы это не возможно для профессионала, но таково было поколение этих людей и может быть именно благодаря трудностям, ковался у Ратко характер бойца не боявшегося никакой работы. Вот как о нём говорил один из лучших тренеров Югославии Мирко Новосёл:
« Тренеру в команде редко везёт на настоящего капитана, но мне посчастливилось работать рука об руку с таким, лучше которого и быть не может Твердич – твёрдая опора, на которую можно положиться всегда. О нём нельзя говорить без восхищения. Его человеческие качества выше всяких похвал. Он и бойцом был, каких мало и умел сплотить игроков и команду и личным примером повести их за собой. Когда игроки уставали или какая –то неудача приводила их в уныние именно Ратко острым словцом да солёной шуткой снимал усталость, прогонял уныние.»
Худощавый и по баскетбольным меркам маленький 184см росту, Твердич был одним из самых миниатюрных баскетболистов в Югопластике и едва ли не самым маленьким в сборной. Интересно, что он как и большинство мальчишек того времени начинал в футболе и уже попал в молодёжный состав Хайдука, но однажды по просьбе легендарного в то время вратаря Хайдука Владимира Беара, который уже закончил тренировку и пошёл в раздевалку, Ратко игравший в полузащите, не смог отказать такой фигуре и временно заменил его в воротах. Однако через несколько минут сбежал из ворот и ушёл из футбола. Навсегда. Не вызымели действия ни просьбы и требования отца не разговоры тренера о перспективах. Сам Твердич без обиняков сказал, что просто испытал испуг от пролетавших рядом с ним как ядра мячей. Но не спешите называть его трусоватым. Перейдя в баскетбол, он не смотря на своё сложение и на то, что малыши в то время не особо рвались под щит где в краске их встречали ребята за 2 метра и под 100, а то и более кг –причём не особо церемонившиеся с «малышами» он был настоящим гроссмейтером – по части резких проходов под щит. Ловкость, скорость и пластичность помогали ему забивать мяч за мячом из под кольца, но не уберегали от ударов локтями и плотного контакта с теми кто весил на 20-30 кг больше него, а ведь из защитной амуниции – только маечка. Так что знать что тебя ждёт в краске и тем не менее раз за разом рваться туда – нет, такого не назовёшь трусоватым. А потому подлинная причина завершения карьеры Твердича в футболе так и осталась не известной. Можно добавить к этому, что между футболом и баскетболом Ратко ещё попал в сборную Сплита по водному поло, так что остаётся только удивляться дарованию этого совсем не атлетичного парня.
Вот что говорил о нём Петар Скански легендарный, Югославский центровой, который знал его с детства:
« Раткин момент» - так бы я назвал то, что было главным в его игре. Я постараюсь объяснить, что подразумевается под этими словами, какой я в них вкладываю смысл. Смелых игроков в баскетболе не так уж мало, но смелость Тврдича – иного свойства. Его смеласть передавалась нам, партнёрам, заставляла забывать об усталости, о том что ситуация безнадёжная, играть без оглядки на табло, стремясь выиграть, когда казалось выиграть уже невозможно. Короче говоря «Раткин момент» - это когда силою своего духа один игрок заставляетиграть на пределе возможностей всю команду!» А известный уже нам Мирко Новосёл говорил: « Боец из бойцов, Тврдич всегда был там, где труднее всего.» Чего стоит к примеру первый чемпионский титул полученный Югопластикой в 1971 году,
когда именно подавшись порыву Тврдича они сократили отставание в 15 оков проигрывая финальный матч команде из Загреба. Ратко и ещё двое игроков старта получили по пять фолов, но дело было сделано, команда побежала и жёлтые(цвета клуба) стали чемпионами, а ещё через год хоть и проиграли всего очко Великой итальянской «Варезе», во главе с Дино Менегином, которой не было равных в начале 70х и которая из 7(семи) подряд финалов, лишь дважды в 1971(ЦСКА) и 1974(Реал) отдала титул(Привет, ЦСКА Мессины), но вышли в финал победив по дороге Панатинаикос и грозный Реал в котором блистали Эмилиано Родригес и Хуан Антонио Корбалан, бывшие звёздами мирового уровня. Но вернёмся немного назад.
Первым разглядел в Ратко баскетболиста преподаватель Миочинский, которого не смутило, что ростом Ратко был чуть ли не самого маленького среди мальчишек. Именно он посоветовал ему бросить всё и пойти в баскетбол. Надо ли говорить, что после двух-трёх визитов на площадку Ратко распрощался со всеми сборными в которых играл ибо Ратомир Тврдич, видел себя уже только баскетболистом. Конечно предстоял ещё очень большой путь, но было сделано главное – намечена цель. А как умел идти к намеченной цели это особый разговор. Вот мнение на эту тему уже упоминавшегося здест Скански, многолетнего друга и партнёра по сборной: « Сколько помню себя , столько помню и Ратко: мы с ним рядом чуть ли не с того времени когда ходили в коротких штанишках. Так что есть у меня основания полагать, что знаю я его неплохо и позволяет мне уверенно заявить, что Ратко многого достиг бы не только в спорте, не только в баскетболе, а в любом деле, где всё зависело бы только от него.
Его способности универсальны. Но самое главное всё тот же «Раткин момент», который помогал ему не только во время матчей. Он намечал себе цели, намного более высокие и сложные чем намечали себе другие и настойчивее чем кто либо другой, стремился к их осуществлению.»
Его тогдашние маршруты были невелики. Дом – школа – дом – площадка – дом. Когда он закончил школу рисунок не претерпел существенных изменений. Вместо школы появилась в нём мастерская.
Восьми часовой рабочий день, баскетбол и крепкий, но не очень долгий сон. Тренировки заканчивались за полночь т.к. зал Педагогической академии поступал в их распоряжение только в 9 вечера. Ратко возвращался домой, когда приморский город уже спал. Однако как бы не был старателен ученик, но без знающего и любящего своё дело учителя не обойтись. И Ратко и его друзьям на такого тренера повезло. Формально Бранко Радович не был тренером ни диплома он не имел, ни опыта практической работы. Едва закончив играть, он вернулся в родной город потому, что был одержимнеуёмным желанием создать классную команду. И он создал её и создал на удивление быстро.
Причём он сделал даже больше чем намеревался. Тогда после Римской Олимпиады в Югославии начался баскетбольный бум. Энтузиастов, которых было сравнительно не много старались создать новые баскетбольные центры и именно такой центр появился при непосредственном участии Радовича.
Вы спросите а как же такое возможно? Как возможно создать отличную баскетбольную команду в таком не баскетбольном городе как Сплит? Причём создать так, что слава о ней прогремит по всей Европе и игроки этой школы будут блистать на аренах всего мира. А всё дело было в том, что у Бранко Радовича были необычные призвания к тренерскому ремеслу, любовь к тому чему учишь и умение работать не от сих до сих, а столько сколько надо и после того, ещё немного.
Что Радович в баскетбол был влюблён и говорить излишне: только сумасшедший или влюблённый в своё дело мог поверить, что в Сплите, где не было даже плохонькой баскетбольной команды, появится супер клуб, что Сплит, который баскетбола не знал и знать не хотел, будет рваться на этот баскетбол. Бранко не только показывал и рассказывал о том, что знал, но на первых поарх когда его ученики выказывали гораздо больше старания чем умения, он сам выходил на площадку т.к. команде просто-напросто не хватало опытного игрока, да и откуда ему было взяться. Хотя он и был старше своих учеников( по спортвным меркам разница вообщем-то очень солидная), но мастерства и опыта ему, недавнему игроку сборной страны, было не занимать.
Правы были те кто говорили, что Радовичу просто повезло на учеников. Но разве не он их выбирал и не он их учил и сделал командой!? И если перевести на простой язык, что совершил этот невероятный энтузиаст и подвижник баскетбола с школой – то он набрал первоклассников и научил их не только азам, но и высшей баскетбольной грамоте. Сплит – то, напомню в момент еего приехда баскетбола вообще в глаза не видел. И уж если докапываться до сути кому повезло, то в первую очередь Югославскому баскетболу. Судите сами,Бранко Радович появился в Сплите в 1960 году, а уже в 1964 «Сплит» - так тогда называлась команда
– уже дебютировал в первой лиге (по Советским меркам это была Высшая лига, где играли лучшие команды страны, а по нынешним временам ничего подобного просто нет) где их противниками были такие легенды как Корач, Данео и т.д.
Но молодые игроки «Сплита» уже в первом сезоне бились не щадя себя. Да они пролетали лидерам и не только, но сражались изо всех сил и совершили не возможное, заняв 9 место из 12 команд остались в высшем классе Югославского баскетбола. И не напрасно радовался Радович уже на следующий год команда была на шестом месте, что позволяло называть её крепким середняком. Наверное некоторые скажут вот тоже мне - результат, какой это успех, но хочу напомнить, что мы говорим о команде из Сплита, который ещё совсем не давно просто не слышал о баскетболе.
Ну а наш герой забив в том турнире 399 очков в среднем чуть больше 18 за игру стал лучшим в команде, а если учесть, что в предыдущем он забил вдвое меньше – то и вообще становилось понятно, что у команды появляется лидер.
(Я написал так подробно о тренере Тврдича только из за того, что ему говорили о везении, а в последнее время на нашем сайте почему-то стало модно говорить о великих тренерах в уничижительной форме. Мол физрук Джексон, ему просто повезло, что был Джордан и потом Шак, что любой бы мог…Что Ауэрбаху повезло с Расселом , Коузи, Хавличеком и т.д. Точно также говорили и о Райли Кариме и Мэджике, но фокус то как раз и заключается в том, что сами по себе игроки не побеждают и подтверждение тому работа Поповича. Передайте САС к примеру Д’Антони и он укатав стариков не попадёт в ПО. Даже самые большие звёзды учатся в течении всей карьеры, а иначе просто нет роста мастерства.), но вернёмся к нашему герою.
Прошло всего десять лет с того момента как начал Ратко играть и тем не менее в 1970году он получил капитанскую повязку сборной из рук самого Иво Данеу в люблянском «Тиволи» после окончания победного для Югов чемпионата мира. Ещё через три года в Барселоне он примет от генерального секретаря ФИБА Вильяма Джонса кубок Чемпионов Европы . Но в 1975 году Ратко хотел завершить кареру в сборной и тогда Мирко Навосёл уговорил его остаться и объяснил это так: « В семьдесят пятом перед нами стояла труднейшая задача - нужно было отстоять завоёванное двумя годами раньше звание чемпионов Европы. Дома(ЧЕ проводился в Югославии) свои стены порой мешают гораздо сильнее чем помогают. Ажиотаж болельщиков подхлёстывает игроков, а желание сыграть хорошо и боязнь ошибки, боязнь не оправдать возлагающихся надежд – серьёзнейшие противники. Втаких случаях в команде должен быть человек,которого уважают, которому верят и который может когда надо подхлестнуть партнёров, когда надо успокоить. И такой человек был. Да мне необходим был такой капитан как Тврдич, но он уже объявил раньше о желании завершить карьеру. Я уговаривал его и в этом мне помог Сплит. Не мог Ратко отказаться сыграть в своём родном городе, который обожал (предварительные игры Юги играли в Сплите). Да это был настоящий Капитан!» И он сыграл на турнире да так, что помимо золотой медали получил приз Жюри, которым отмечают лучшего игрока турнира.
Ратко сменил Данеу после победного чемпионата в родной для Иво Любляне и точно также это был его последжний турнир в синей майке сборной Югославии. В 1976 году на серебряной Олимпиаде в Монреале у сборной был уже другой капитан. Тврдич ушёл…..
Но рассказ был бы не полным если бы я не рассказал ещё об одном качестве Ратко о котором его друг и по клубу и по сборной Петер Сканси говорил так: «Сколько раз я просил Ратко и как друга и как капитана команды быть пожестче с судьями. Я приводил в пример Джерджу, Славнича, которые умели доказывать свою правоту, даже когда были не правы. А Ратко получив более чем сомнительный фол молча поднимал руку. Не помню случая когда он оспорил бы явно не справедливое решение судей или просто возмутился им…» (привет флопперам)
И вот самый наглядный пример. В 1972 году судьба чемпиона Югославии решалась в игре «Цервене Звезде» и Югопластики. Игра шла фактически равная и на малейшую попытку «Цервены Зведы» отрваться, что ей и удалось, следовала молниеносная атака Тврдича под щит и счёт опять становился равным. Сложно было сказать чем бы всё закончилось и тогда Славнич(я уже писал о нём) понимая, что в чистом баскетболе можно и проиграть решил всё взбаламутить. Не то что Славнич не умел играть в честный баскетбол, но вот в то, что так вольгонто и легко как в «грязном» ему не было равных в Югославии. Ивот он уже вступил в дискуссию с судьями, вот он исподтишка ударил Марновича и опять наорал на судей когда тот ответил и своего добился. У судей не выдержали нервы и не они уже ведут игру, а игра – их. Они уже свистт невпопад и не все фолы и к последним минутам на площадке уже не баскетбол, а регби. А что же Тврдич? Нет он не сник он продолжал бороться, но с соперником, а не с судьями. Возможно даже без этого «грязного трюка» Славничу и компании удалось бы вырвать победу, но то, что в такой игре у Славнича было больше шансов – однозначно. И они победили став Чемпионами, но к слову сказать это была их последняя победа в первенстве Югославии.
Такой вот недостаток обнаружил и высказал Петар. Но интересно, что при этом не было в его тоне ни сожаления, ни обиды – он скорее гордился своим капитаном и другом, который умел как умели очень не многие, вырывать победы у соперников, но так и не научился выигрывать у судей.
Конечно в чём –то Скнски прав и будь Тврдич по нахрапистей с судьями, души он их своим авторитетом и было бы у Югопластики побольше побед. Не устоял бы Ратко – было бы ещё одним победительным спортсменом больше, ещё одним порядочным спортсменом меньше. Конечно верно, что спорт лишённый стремлением к победе, перестаёт быть спортом и чего греха таить, в тех чьи победы не отмечены спортивным благородством к сожалению недостатка не испытывается.
Но Тврдич остался самим собой. Как и каждому большому спортсмену ему нужны были победы, но только не те которые добываются любыми средствами. Потому, что с детских лет, с первых уроков Радовича он усвоил, что это такое – благородство, честность, порядочность. Это вообще очень хорошо, что был в спорте и в нашем любимом баскетболе такой Ратко Тврдич и что он был таким каким он был, Потому что если в синонимы «капитану команды» годится «человек , которого уважают», то не стать Капитаном он просто не мог. Человек о котором Сканси говорил: «Он никогда не скажет, что кто-то был его другом. Для него друзья на всю жизнь, даже если время и расстояния разделяют их с ним!», и который сам про себя говорил интервьюерам и что по моему может стать девизом в жизни любого человека: « Не пишите обо мне лучше, чем я есть. Всё, что мне надо – это, чтобы мне верили, чтобы в меня верили. Я не хочу казаться лучше чем я есть – при всех обстоятельствах во всём и всегда я хочу оставаться самим сабой» просто не мог не стать легендой и настоящим Капитаном навсегда вошедшим в историю Югославского и Европейского баскетбола
4 Комментария
Рекомендуемые комментарии