Хорас Грант: "Я играл с величайшими баскетболистами, но никогда среди них не терялся"
Очень хотелось бы сделать это интервью менее официальным, чем того требует ситуация. Вопросы были заданы, как под запись, так и под ухо. Надеюсь, что в рамках этого блога не нарушил никаких договоренностей.
- Какая основная цель Вашего визита в Москву?
- Я приехал сюда в качестве Посла НБА для развития проекта NBA 3Х, который служит неким стартовым этапом для продвижения молодых баскетболистов. Для тех, кто спит и видит себя в мужской или женской НБА.
- Вам довелось играть в свое время против Андрея Кириленко. Что вы знаете о российском баскетболе?
- Я не настолько знаком с Россией, чтобы быть экспертом в области вашего баскетбола, но я точно знаю, что этот вид спорта находится на приличном уровне в России. Более того, результаты, которые показывала сборная, говорят о неких вспышках.
В НБА сейчас несколько россиян, которые показывают добротный баскетбол. Правда, у них не всегда достаточная физическая подготовка, но и этот момент можно устранить. АНДРЕЙ КИРИЛЕНКО является ярким тому примером. Мне довелось играть против него, и я был поражен тем, с какой скоростью человек передвигался по площадке, и каким арсеналом умений он обладал.
- Вы сыграли более 1000 матчей в НБА. Как изменилась Лига в течение Вашей карьеры?
- Да, я пережил и взлеты, и локауты за свою карьеру. Но следует признать, что Лига выросла по всем направлениям. Внимание телевидения, маркетинг, зрелищность - все это идет на пользу баскетболу.
А вот отношения с судьями значительно изменились. В наше время все было менее официально и более дружелюбно. Я мог подойти к арбитру и похлопать его по спине, сейчас же за такое дают технический. Ну и самое главное - мы не щадили ни себя, ни звезд. Если мы боролись, то искры летели из глаз. Я всегда любил потолкаться под кольцом, бортануть нападающего, дать по рукам, чтобы никто и не думал идти под кольцо. Сейчас же стало как-то мягко и лениво. Не забывайте, что тогда играли любители "приложиться": "Детройт", Баркли и прочие.
Также Хорас рассказал, что до сиз пор играет и с легкостью забивает сверху любые данки. Говорит, что колени поизносились, но все еще горячи.
- Вы играли вместе с Майклом Джорданом и Скотти Пиппеном. Все говорят про некую вражду между ними. Как бы Вы описали их взаимоотношения?
- Не могу сказать, что они были врагами. просто ни тот, ни другой не любили быть на вторых ролях. Мы могли не общаться за пределами паркета, но как только мы выходили на площадку - сразу все забывалось. Если кто-то сомневается в этом, то посчитайте количество перстней, которые они завоевали в одной команде.
Мне лично показалось, что Хорас не хочет говорить на эту тему. А если и говорит, то с некоторой долей деликатности.
- Одно из моих любимых видео — речь Майкла Джордана на церемонии введения его в Зал Славы. Что же значит "победить любой ценой", по мнению Джордана?
- А (улыбается), я знаю это видео. Мне очень сложно объяснить одной фразой желание Майкла быть первым во всем, чем он занимался. Это комплексное понятие, которые состоит не из красивых фраз.
Во-первых, он тренировался с необъяснимым рвением. Трудно представить, чтобы Майкл делал что-либо наполовину. Мне иногда было очень сложно с ними тренироваться. Майкл и Скотти не давали спуску никому, а мы смотрели и стремились делать все максимально.
Во-вторых, Майкл не любил проигрывать. Или лучше, сказать, что он не умел это делать. Что с ним происходило после каждой проигранной игры - трудно передать словами. Он не умел проигрывать. Даже когда мы собирались у него дома или в любом другом месте, то проще было с ним ни во что не играть. Если ты выиграл партию в пинг-понг, то обязательно проиграешь две или три следующие. Если ты выигрывал в снукер, то не уйдешь, пока не проиграешь пару партий.
Можно сказать так: выиграл раз - проиграешь два или три. И это было не просто упрямство, это был Майкл.
В-третьих, он все делал с непередаваемой страстью, а этому качеству точно нельзя научиться.
- В чем секрет успеха команды "Чикаго Буллз" времен первого три-пита?
- Мы были одной большой командой. У нас были звезды и люди, которые меньше брали игру на себя. Плюс к этому у нас был Фил Джексон. А этот человек умел раскрутить любой клубок змей и заставить каждого баскетболиста выдать то, что требуется на благо команды.
- Давай перейдем ко времени "Лейкерс". Каковы были взаимоотношения между Коби и Шаком?
- Можно сказать, что эти ребята всегда хотели быть первыми на площадке. Так уж получилось, что Шакил уже был состоявшимся игроком, а Коби в него очень быстро превратился. Поэтому публика и считали, что они конфликтовали, но их совместные выступления говорят об обратном. Та же ситуация, что и с Джорданом и Пиппеном. На площадке они забывали обо всем на свете, кроме победы.
- Фил Джексон. Кем он был: отцом, учителем, ментором, другом?
- Не могу описать этого человека одним словом. Он умел подобрать ключи к любому игроку. Это величайший тренер всех времен. Если бы мне предложить составить классификацию, то он был бы на первом месте, а на второе поставил бы Грегга Поповича.
- Вы за свою карьеру заработали более 60 млн долларов. Может ли вы назвать себя богатым человеком?
- Я не хочу называть себя богачом. Во всяком случае я ни в чем не нуждаюсь. Я не тратил деньги в таких количествах, как делали некоторые другие ребята.
- Не было ли желания заняться бизнесом? Податься в ресторанный бизнес, как Мэджик Джонсон?
- Нееее, никогда. Один мой друг сказал так: "Никогда в жизни не иди в ресторанное дело. Это невероятно сложно". Вот я и решил послушать его совета. Денежки лежат в банке, поэтому я не волнуюсь.
- Что для Вас значит быть послом НБА?
- Это значит быть частью той Лиги, в которой я отыграл большую часть своей жизни. Это значит, что я еще на плаву и могу многое объяснить молодым игрокам и поделиться опытом.
Самое дорогое, по мнению Хораса, кольцо - за победу в 1992 году. У него в рюкзаке еще три лежат, но это особенно дорого.
- Вы организуете лагеря для молодых игроков Какие цели вы ставите перед собой?
- Да, у меня есть парочка лагерей, в которых я стараюсь заложить у молодых парней основы, фундамент из баскетбольного мастерства. Все-таки мы играли в то время, когда данки были далеко не самым главным оружием.
- Какую роль вы играли в командах? Можно ли считать себя лидером?
- Нет, я никогда не был на первых ролях. Я всегда был ролевиком, но очень часто от меня многое зависело. Странно было бы, если бы я получал мяч в каждой атаке при живом Майкле или Шаке. Зато можно смело сказать, что я свое дело всегда делал качественно и был очень полезен.
- Какими характеристиками должен обладать игроком, чтобы заиграть в НБА? Какие необходимы качества, умения?
- Недостаточно быть физически сильным или технически подкованным. Надо постоянно работать над собой и уметь слушать то, что вам говорят. Сколько талантов было загублено по той причине, что люди переставали развиваться. Плюс необходим характер, который порой очень сложно нарастить.
- Поддерживаете ли Вы отношения с Университетом Клемсона, в котором вы провели 4 сезона?
- Да, я общаюсь периодически с руководством команды. Особенно часто с директором по развитию. Но не скажу, что вовлечен в процессы, связанные с командой.
Тут мы начали говорить про студенческий баскетбол. Хорас говорил про то, что большая часть того, что он умел, было заложено именно в стенах университета. Я ему рассказывал про то, как вырос студенческий баскетбол в России, о том, что у нас есть студенческая сборная России, и мужская, и женская, в которой выступают лучшие студенты и добиваются высоких результатов. Он спросил, как нам удается объединять просторы такой большой страны воедино. Я начал рассказывать, как за 3-4 года студенческий баскетбол практически вышел на уровень НСАА. Ему оставалось только поражаться тому, как за такой короткий промежуток времени мы вышли на тот уровень, к которому США шли 100 лет. Я сказал, что причина такому скачку - люди, которые стоят во главе наших спортивных организаций.
- Представьте себе ситуацию. Собрались Майкл Джордан, Мэджик Джонсон и Ларри Берд и думают, в какой команде они будут играть? Возможно ли такое?
- Это в принципе невозможно. Мне даже сложно представить, чтобы эти трое собрались вместе где-то, кроме как на Матче всех Звезд или на тренировке сборной США. Эти парни играли за свою команду, за свой город, за свой штат. Они хотели побеждать в составе "Буллс", "Лейкерс" или "Селтикс".
- И их нельзя было сманить ни за какие деньги?
- Абсолютно. Это даже в голову не могло прийти.
- Что значит баскетбол для Хораса Гранта?
- Баскетбол - это то, благодаря чему я стал человеком, проще говоря, - это моя жизнь.
- Можно ли представить Хораса Гранта без баскетбола?
- Хораса Гранта? Без баскетбола? Невозможно.
После общения я попросил Хораса подписать две книги двух самых известных людей, с которыми ему приходилось играть. На вопрос, знает ли он Майкла Джордана и Фила Джексона, Грант ответил очень просто: "just a lil bit".
Простота и уважение к великим - качества, которые отличают четырехкратного чемпиона НБА Хораса Гранта.
Отдельное спасибо за фотографии SheLest.
21 Комментарий
Рекомендуемые комментарии