История форм и эмблем клубов НХЛ. Часть 8
Сент-Луис Блюз
У американских болельщиков есть много причин иронически относиться к семье Уирцев, владеющей командой "Чикаго Блэкхокс" с незапамятных времен. Во-первых, стяжательстве, самодурстве и карикатурном консерватизме этого семейства в НХЛ слагаются легенды. Тут хватает всего, от нежелания устанавливать краники с питьевой водой в старой чикагской арене (а вдруг кто завернуть забудет и пустит Уирцев по ветру!) до упрямого отказа показывать домашние игры команды по телевидению (этой новомодной игрушкой молодежь наверняка переболеет и вернется к старому доброму телеграфу). Именно Уирцы были против включения в НХЛ команды из Баффало, аргументируя это так: "Мы не хотим, чтобы в нашу арену приезжала команда с таким названием". А кроме всего этого именно сие семейство предотвратило развитие хоккея в Балтиморе.
Дело в том, что Балтимор изначально был одним из городов "экспансионной шестерки". Предполагалось, что индустриальный, портовый город, сходящий с ума от американского футбола, примет новую игру на ура. О том, что бы из этого вышло, мы никогда не узнаем - вмешались Уирцы. У чикагской семейки давно назрела необходимость избавиться от некоей поднадоевшей недвижимости, а именно - "Сент-Луис Арены", которую те не чинили с довоенных лет. Покупатели все не находились, и мистер Уирц-старший придумал ход конем: настоял на том, чтобы в НХЛ приняли не Балтимор, а Сент-Луис, а хозяина новой команды обязали взять в "нагрузку" разваливающуюся арену. Придумав такой фортель, Уирц откинулся в кресле и начал ждать дурака, потирая костлявые руки.
Взял на себя это счастье монстр страхового бизнеса Сид Саломон, и довольно быстро показал Уирцу, что он сам дурак. Во-первых, Сид починил ветхую "Арену", и она честно отслужила его клубу почти три десятилетия. Во-вторых, несмотря на то, что экспансионисты практически не могли получить в свои составы сколько-нибудь звездных игроков, он собрал очень крепкий клуб, выигравший свой дивизион (он состоял сплошь из новых команд) три раза подряд. Саломон не только угадал с тренером (им был некий С. Боумэн, который позже станет великим тренером), но и заработал к себе любовь и уважение игроков. Вести о том, что в "Сент-Луисе" хоккеистам выдают за счет клуба автомобили и оплаченные отпуска во Флориде, разнеслись по лиге очень быстро. Игроки, привыкшие к тому, что Уирцы и им подобные относились к ним, как к крупному рогатому скоту, были поражены и рвались играть за новый клуб. В Сент-Луисе им нравилось все - и администрация, и болельщики, и сам город. Может быть, и этим объясняется то, что эта команда, так и не выиграв Кубка Стэнли, может считаться рекордсменом по количеству мега-звезд, побывавших в ней "проездом".
Название новому клубу придумал сам Сид Саломон, который либо был меломаном, либо просто хорошо знал и любил свой край. "Сент-Луисский блюз" - название популярнейшей песни Уильяма Хэнди. Этого трубача и композитора в Америке часто называют "Отцом блюза" за то, что он, будучи одним из немногих грамотных и получивших музыкальное образование блюзменов, умел записывать свою музыку в нотах и способствовал ее распространению. Кроме того, считается, что Хэнди придал традиционным ритмичным напевам южных негров современную форму. Как ни странно, к городу Сент-Луису он не имел ни малейшего отношения: был, как и полагается блюзмену, коренным южанином, жил в Алабаме и Теннеси, а позже перебрался в Нью-Йорк. Да и в самой песне, между прочим, о городе Сент-Луисе не говорится ровным счетом ничего! А говорится там о роковой женщине из этого города. Когда-то давно Хэнди повстречал в Сент-Луисе красивую черную даму, ждавшую на улице своего мужа. "У моего мужчины сердце - как камень, брошенный в море" - причитала она, и Хэнди настолько понравилась эта фраза, что он сделал ее ключевой в своей песне. И назвал песню - "Сент-Луисский блюз". Эта песня считается классикой блюза и джаза, ее исполнял Луис Армстронг, и ее мелодия легла в основу таких танцев, как фокстрот и шимми.
В общем, песня, мимоходом прославившая Сент-Луис, стала названием хоккейной команды, которая тут же придумала себе соответствующую эмблему - окрыленную музыкальную ноту. Она и по сей день красуется на свитерах игроков, хотя и пережила парочку реставраций. Вот ее первоначальный вариант:
Название клуба, естественно, не переводится - блюз он и есть блюз, хотя кое-кто переводит это как "синие" или "коллинз" "голубые". Однако, от синего цвета команде деться было все-таки некуда, и именно он стал и остается основным в форме "Блюз". В компаньоны ему изначально выбрали желтый, который тоже с тех пор никуда не делся.Вот так выглядела первая форма команды:
Не взыщите за то, что вторая фотография черно-белая (ну желтый там с синим, чего непонятно-то?), зато изображен на ней Жан-Ги Талбо. А вратарь - Глен Холл, который считается отцом стиля "бабочка". Но фотография Холла примечательна еще и тем, что на ней изображен редчайший вариант формы "Блюз". В этом белом свитере "музыканты" отыграли всего полсезона. Потом Саломон обратил внимание на то, что в верхней его части преобладает синий цвет, а в нижней - желтый, и счел это безобразием. В полосочках живо навели симметрию, и в следующие 17 лет белый свитер "Блюз" выглядел так:
На этот раз, кстати, моделью нам служит Эл Арбор, в дальнейшем - тренер великой династии "Айлендерс" начала 1980-х. Что касается синего свитера, то он претерпел первое значительное изменение в 1979-м, когда ему добавили отделку на плечах и сделали похожим на белый. Вот он, на Джо Маллене:
К середине 1980-х "блюзмены" доковыляли в тяжком финансовом состоянии. Саломон, чья щедрость была не безгранична, продал клуб еще в 1977 г. Местная компания "Пурина", производитель питания для собак, приобрела команду со всеми ее долгами и некоторе время мучилась, но терпела, не желая лишать Сент-Луис хоккея. Но вскоре в "Пурину" пришел новый президент, в упор не видевший клюшек и шайб, и дело запахло керосином. Дошло до того, что на драфте 1983 г. "Сент-Луис" не выбрал ни одного игрока - "Пурина" отказалась отправить своих менеджеров в командировку. Наконец-то собачьи кормильцы отыскали покупателя, но тот (основатель "Эдмонтон Ойлерс" Билл Хантер) хотел перевезти клуб в Саскачеван, чему воспротивилась лига. Хантер обиделся и продал клуб НХЛ, а та, не зная, что с ним делать, собралась его было тихо похоронить. И только в самый последний момент вмешательство калифорнийского бизнесмена Гарри Орнеста спасло "музыкантов" от небытия. Орнест резко сократил бюджет команды и приостановил выплату зарплат многим игрокам, пообещав расквитаться позже. Игроки, чьим заводилой был Брайан Саттер, не возражали, потому что полюбили Сент-Луис и не хотели уезжать. Тем более, что Орнест обещания не нарушил и деньги вернул. В результате "Блюз" выжил и стал приносить выгоду, а на льду эта команда даже в самые тяжелые годы в убожество не впадала. За все время финансовых катастроф и "собачьего" режима сине-желтые каждый год аккуратно выходили в розыгрыш Кубка Стэнли. Приход Орнеста, кстати, ознаменовал и довольно радикальный шаг в форме клуба - к ней был добавлен красный цвет, исторический враг синего. Красного было немного, лишь в отделке эмблемы и надписи на груди, чему свидетельством приведенный ниже снимок Саттера. Сама же форма изменилась несильно - исчезла отделка на плечах, добавились буквы, чуть-чуть модернизировался логотип.
В конце 80-х (Орнест к тому времени выгодно продал клуб, сделав его одним из лучших в лиге) нагрудные буквы убрали, и Бретт Халл завоевывал свой приз лучшего игрока НХЛ 1991 г. уже в таком свитере:
Суровые 1990-е, когда сплошь и рядом цвели и колосились невероятных расцветок кошмарные формы не пощадили и "Блюз". Красный цвет, почуяв, что наступила эра беззакония и попустительства, наглым образом потеснил коренное сине-желтое население формы и оккупировал до 25% территории свитера и около половины территории гетров. Нелегкое было время. Даже Великий, надев разок оскверненную униформу, мгновенно сбежал в Нью-Йорк.
В это же время (в 1995 г) на плечах "Блюз" появилась вторая эмблема - духовой инструмент. Сама по себе эта труба ничего особенно страшного не представляла, но благодаря ей труба едва не пришла еще одной легендарной личности, связавшей свою жизнь с сент-луисской командой. Случилось это в 1996 году, аккурат когда некоторые клубы НХЛ начали примерять альтернативную форму - с о-о-очень переменным успехом. Пришла такая идея в голову и владельцам "Блюз", и поскольку труба на второй эмблеме им пришлсь шибко по душе, они решили полностью раскрыть тему духового инструмента на третьем свитере. И сделали это совершенно в духе 1990-х. Свитера были пошиты и развешены в раздевалках команды.
К счастью, сей вариант формы так и остался нереализованным проектом.
Альтернативная форма у "Блюз" появилась лишь на следующий год. Свитер был белым. Ни огня, ни воды, ни медных труб там не было, да и красный цвет тоже ушел, зато появился темно-синий, а еще к свитеру заказали специальные темно-синие трусы и гетры с соответствующими полосками. Этот вариант очаровал всех, и в 1998-м стал основной формой команды, а синий вариант был изменен по тому же принципу. Демонстрируют новый фасон господа Макиннис и Мелланби:
Под это дело слегка откорректировали и эмблему, убрав с нее название города и заменив красную каемку на темно-синюю. В такой форме "Блюз" отыграл вплоть до рибоковской революции 2007 года, когда в нее внесли ультрасовременные вертикальные элементы. Попутно сделав что-то нехорошее с трусами.
Через год команда обрела новую альтернативную форму
На передний план выходит темно-синий цвет, а на груди появляется новая эмблема, в которой фигурирует знаменитая Сент-Луисская арка - легко узнаваемый монумент в центре города. Местные жители называют его "Вратами на Запад". Арка символизирует тот факт, что Сент-Луис - самая середка США, и все, что от него на карте слева - уже Запад.
Тампа-Бэй Лайтнинг
Своим появлением команда обязана не кому-нибудь, а самому Филу Эспозито. В 1989 году НХЛ объявила о своих планах расшириться до 28 команд к 2000 году, и Эспозито мгновенно решил, что место его тогдашнего проживания, - солнечный город Тампа в штате Флорида, - идеально подойдет для экспансии. Фил подошел к делу по-своему, то есть - грандиозно. Для начала уговорил НХЛ провести товарищеский матч в Тампе, причем между "Лос-Анджелесом" (то есть, Гретцки) и "Питтсбургом" (то есть, Лемье). Игра состоялась в сентябре 90-го под крышей "Флорида Санкоуст-Доума" (большой крытый бейсбольный стадион) и собрала более 25 тысяч зрителей - рекорд НХЛ всех времен. На то время, естественно. Месяц спустя НХЛ отрядила в Тампу инспекторов, которых душевно принял на своей вилле Фил, после чего был вынесен радостный вердикт: "Этот регион готов для НХЛ!" И уже пять недель спустя Тампа официально получила право на вступление в лигу в 1992 году. Вот как дела тогда делались.
Однако, дальше у Эспозито начались небольшие проблемы. Как то: отсутствие денег для уплаты вступительного взноса. Первоначальные спонсоры быстро передумали, и Фил, метаясь и рвя на себе волосы, бросился на поиски. И таки нашел! Нашел новых меценатов - в Японии. Компания со злым названием "Кокусай Грин" приняла Эспозито в своем офисе в Токио, где прославленный хоккеист первым делом предложил всем знатно выпить. Все последующие деловые встречи проходили в Гиндзе (фешенебельном районе японской столицы), как правило - в гостиничных барах и почти всегда - в ночное время суток. В общем, Эспозито проявил себя таким шустрым бизнесменом, что в итоге, проспавшись, обнаружил, что время вносить деньги подпирает, а денег по-прежнему нет. И когда Фил уже совсем было поник своим могучим духом, на выручку пришли японские собутыльники и скупили у него права на команду с поторохами. Эспозито, погоревший на японском кидалове, получил утешительный приз - кресло генменеджера клуба, сидел в котором недолго.
Команда, тем не менее, была создана, и имя ей было дано - "Тампа-Бэй Лайтнинг". То есть, "Молния из залива Тампа". Тампа-Бэем называют мегаполис вокруг этого самого водоема - города Тампа, Санкт-Петербург и Клируотер. А что касается молний, то говорят, что в районе залива их в году случается больше, чем в любой другой точке мира.
Что касается цветов, то их, предвосхищая тенденции 90-х, сделали черным, темно-синим, белым и серебряным. Форма же радовала глаз консервативной простотой.
И, в общем-то, так особенно и не менялась в течение полутора десятилетий. За исключением, разве что, номеров - их шрифт меняли едва ли не каждый год. В этой одежке команда пережила несколько поколений хозяев, тренеров, арен и игроков, все время остоваясь кошмаром на колесиках: в первые 10 сезонов в лиге "Молния" попала в плей-офф лишь один раз. "Кокусай" замечательным образом едва не вогнал "Молнию" в гроб, не платя налоги, используя клуб для отмыва денег японских криминальных кланов и сократив все необходимые расходы до минимума. Одно время единственным скаутом клуба был Тони Эспозито - брат Фила. Зато с 1996 по 1999 годы у "Тампы" была от такенная альтернатива:
В 2007 г Рибок упростил форму сделав ее вот такой:
Через год Тампа обрела третий вариант формы с надписью "Bolts"
Тех, кого интересует, почему игроков "Молнии" обозвали "болтами", информирую, что речь идет о прозвище команды - сокращенном от "lightning bolts" (разряды молнии).
Через 4 года команда снова сменила имидж. Черный цвет ушел в небытие и синий с белым стали доминирующими цветами. Эмблема подверглась упрощению.
Торонто Мэйпл Лифс (до 1917 г Торонто Блюшертс, 1917-1919 Торонто Аренас, 1919-1927 Торонто Сент-Пэтрикс)
Первая профессиональная команда из «Города королевы» называлась «Торонто Блюшертс» («Синие рубашки») и выступала в НХА, выиграв в 1914 году Кубок Стэнли. Именно этим клубом владел злополучный Эдвард Ливингстон, сумевший навлечь на себя лютую ненависть других владельцев команд. В 1917 г «Блюшертс» был принят в НХЛ при условии, что Ливингстон не будет подпущен к команде на расстояние ближе чем на километр. Под свое крыло клуб взяла администрация стадиона «Мьючуэл Стрит Арена», в следствии чего горожане прозвали сироток «Аренас», и год спустя это название официально закрепилось за клубом. Наверное, будет лишним говорить о том, в какого цвета свитерах играл «Блюшертс», но на всякий случай подскажу – к названию команды это имело прямое отношение. На груди у торонтцев красовалась буква «Т». В 1918 г новое имя клуба было прибавлено к эмблеме, а рукава и гетры украсились белыми полосочками.
Несмотря на непростое время (в Европе все еще шла Первая Мировая война) и отсутствие конкретных хозяев, «Торонто» сумел выиграть первый «энхаэловский» Кубок Стэнли, но к 1919 году финансовое положение перешло в разряд катострофического, и «Аренас» не смог даже доиграть сезон. Впрочем, в межсезонье, клуб был реорганизован, получил новое название и ринулся к новым вершинам. Название это, «Сент-Патрикс» (или, по-простому – «Сент-Пэтс»), прозрачно намекало на национальную принадлежность владельцев: католический святой Патрик является покровителем Ирландии. Соответственно, и цвет формы торонтцев сменился на национальный ирландский - зеленый. Поначалу «Патрики» играли в горизонтально полосатой зелено-белой форме, потом – в бело-зеленой, изредка – просто в зеленом. Сезон 1926-27 команда начала в зеленых свитерах с белой поперечной полосой, а заканчивала уже в другой форме и с другим названием.
Идущий на последнем месте клуб был приобретен Конном Смайтом которого незадолго до этого выставили из новообразованных «Рэйнджерс». Предприимчивый Смайт, сумевший наскрести необходимые для покупки аутсайдера 160 тысяч долларов (американских, разумеется), переименовал команду в «Мэйпл Лифс» («Кленовые листья»). Во время Первой мировой войны канадские солдаты носили на рукавах нашивки с национальной эмблемой – кленовым листом, и Смайт, сам в прошлом человек служивый, решил таким образом намекнуть на общеканадский статус своей команды. «Мэйпл Лифс» доиграл сезон в белых свитерах с косоватым зеленым кленовым листом на груди, но сразу же после этого Смайт вернул клубу классические сине-белые цвета, не менявшиеся с тех пор.
Поначалу мало что менялось и в форме «Листьев» - синий свитер с обилием белых полосок использовался до середины 1930-х, после чего он был несколько упрощен. Приблизительно тогда же привели в порядок и кленовый лист, сделав его более или менее симметричным. Основная эмблема менялась еще дважды. В 1967 г во время плэй-офф торонтцы нашили на свитера изображение листа, срисованного с канадского флага,выиграли в таком виде Кубок Стэнли. Новая эмблема была признана счастливой и осталась на форме клуба (в порядке борьбы с предрассудками, заметим, что после 1967 года главная команда англоязычной Канады так и не выиграла ни одного Кубка Стэнли), но в 1970 г была немного модернизирована и упрощена. Тогда же перекроили и свитера, убрав горизонтальные полоски с рукавов и заменив их одной широкой полосой вдоль плеча (см. картинку выше).
В 1992 году форме вернули облик, близкий к первозданному и даже возродили старый кленовый лист, нашив его на плечи. В 2000 г он переместился на альтернативную форму, выполненную в стиле ретро, а на плечах основных свитеров появились сплетенные буквы «TML» - инициалы клуба.
Перед матчем "Winter Classic" Торонто представил ретроформу образца 1930-х
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет