История эмблем и форм команд НХЛ. Часть 2
Виннипег Джетс (до 2011 года Атланта Трэшерс)
Пересмешник-"трэшер" - маленькая, коричневая птица, абсолютно безобидная и совсем не похожая на перекачанного птеродактиля, изображенного на эмблеме клуба. Однако, она является официальной "птичьей эмблемой" штата Джорджия, что и объясняет выбор Тернера. (У каждого штата США есть "официальная птица", "официальное дерево", "официальное животное" и тому подобная геральдика). Тот кто называл команду "дятлами", сам является дятлом.
Цветами стали темно-синий, темно-красный (почему-то названный "бронзовым"), голубой ("ледовый") и золотой. На второй эмблеме команды была изображена парящая птица в виде буквы Т. Вдоль пояса и по воротнику шел дизайн, напоминающий птичьи следы. Рисунок на рукаве должен был наводить на мысли о крыльях и стремительном полете. В целом, получилось интересно и оригинально.
В 2003 году команда презентовала альтернативную форму голубого цвета. Голубой цвет, несимметричные плечи, надпись "ATLANTA" вдоль левого рукава. Альтернативная форма стала настолько популярной, что породила маркетинговый лозунг "Blueland!" Учитывая оттенок синего цвета на данном конкретном свитере, это можно перевести только как "Земля голубых". В итоге, в 2006-м году сине-красный свитер с буквой Т на груди был отправлен на пенсию, и основной домашней формой стала голубая новинка.
Через 2 года была представлена очередная альтернативная форма
Перед концом сезона 2010/11 появились слухи о том что команда может переехать в Виннипег. Косвенным подтверждением слухов стал переезд фарм-клуба "Кэнакс" Манитоба Мус в Сент-Джонс.
31 мая Гэри Бэттман объявил о покупке Трэшерс компанией "True North Sports".
По итогам голосования среди болельщиков, команда получила старое новое название Джетс. Основой эмблемы стал опознавательного знак Королевских Канадских ВВС.
Даллас Старз (до 1993 года Миннесота Норд Старз. В 1978 г Звезды были объединены с командой Кливленд Бэронс они же Окленд Силз затем Калифорния Голден Силз)
Название штата Миннесота происходит от слова "мнисота", означающего на языке индейцев племени дакота "вода цвета облачного неба" или что-то в этом роде. Сегодняшние американцы называют этот штат "Землей десяти тысяч озер". Это, безусловно говорит о двух вещах: 1) древние дакоты были людьми поэтического склада ума; 2) современные американцы не умеют считать. На самом деле озер в Миннесоте (и это мало-мальски заметных) что-то около 12000, а если считать и вовсе лужицы, то наберется тысяч 15 (отсюда и название баскетбольных Лейкерс). В зимнее время года все они благополучно замерзают и превращаются в хоккейные площадки. Нигде в мире, за исключением Канады, нет другого региона (штата, области, края, провинции), производящего такое количество хоккеистов, как Миннесота.
Поэтому, когда НХЛ решила расшириться в 1967 г., включение в лигу команды из Миннесоты подразумевалось. Ну а поскольку более половины населения штата проживает в "Городах-близнецах" (Миннеаполисе и Сент-Поле, находящихся напротив друг друга, по обе стороны реки Миссисипи), то ясно было, что команду надо разместить там. Вопрос был лишь где - в Миннеаполисе или Сент-Поле. Вопрос был решен единственно правильным образом - ни там, ни там. Команду поселили в Блумингтоне, примерно в 15 км к югу от Миннеаполиса и 25 км к юго-западу от Сент-Пола. Именно там была построена арена на 15000 зрителей для новой команды НХЛ, а так же для баскетболистов из АБА. Последний, впрочем, свалил из Миннесоты очень быстро. Хоккеисты продержались почти 30 лет.
Назвать новый клуб решили "Миннесота Норт Старз". Почему "Миннесота" - понятно. Не "Блумингтоном" же его называть. В тех краях, как уже было сказано - говорим "Миннесота", подразумеваем - "регион Городов-близнецов".
Цвета для нового клуба выбрали зеленый и желтый. Частично из-за местной символики (зеленый - лес, желтый - пшеница), частично из-за того, что такой гаммы не было тогда в лиге больше ни у кого (бедняги не знали, что с этой идеей сделают через пару лет Чарли О. Финли и его "Калифорния Голден Силз").
Первая эмблема клуба представляла собой стилизованный компас, с буквой N, переходящей в указующую на север стрелку. Стрелка увенчивалась золотой звездой. Этот логотип оставался официальным товарным знаком команды вплоть до 1975 года, хотя ни разу не появился на форме. Грудь свитера "Норт Старз" украшала та же буква N, но потолще и без круга.
Сами же свитера менялись с невероятной скоростью. Трудно сказать, что тому причиной, но в первые годы своего существования "Миннесота" не могла спокойно просидеть и года, не поменяв в форме хоть чего-нибудь. То полосочки на рукавах, то шрифт номеров, то возникала дилемма воротника - шнуровать или нет.
Самые радикальные перемены в облике клуба произошли в 1991-м, когда команда сменила эмблему, а основным цветом сделала черный. В 90-е годы в спорте черный цвет вообще приобрел безумную популярность: в траурное облачение одевалась чуть ли не половина команд НБА и НХЛ. "Миннесота" собиралась "перекраситься" в черный уже давно. В 1980-м был пошит черный свитер с зелено-желто-белыми полосками, который должен был стать основной формой команды в сезоне 1981-82. Однако, в 81-м году "Звезды" вышли в финал Кубка Стэнли, и руководство решило, что менять имидж на гребне славы было бы неразумно. Десять лет спустя, однако, клуб сделал прямо противоположное: полностью сменил форму сразу же после выхода в финал. Поменялась и эмблема.
Еще во время сезона 1989-90 владелец Гордон Ганд изъявил желание уехать с Севера куда подальше. А именно - в Сан-Хосе, дальше которого уж и некуда. Ганд при этом шантажировал лигу, обещая перевезти клуб, если на тот не найдется покупатель, готовый выложить 50 миллионов долларов. В последний момент такой нашелся, но лиге пришлось пообещать Ганду новую команду в облюбованной Калифорнии. Но Ганд опоздал. В Сан-Хосе появилась команда "Шаркс". Ганд продал команду, а разговоры о переезде "Звезд" остались. Связаны они были, главным образом, с личностью нового владельца - Нормана Грина.
Грин был человеком с "закидонами", имел кучу финансовых и правовых проблем (как раз в то время, например, был привлечен по делу о сексуальном домогательстве) и, находясь на грани банкротства, потребовал у города Блумингтона значительного улучшения условий аренды. В частности, попросил, чтобы вместимость арены была расширена на 200 мест. Город Блумингтон не согласился, и Грин, недолго думая, перевез клуб в Даллас. Случилось это в 1993-м году.
В общем, пусть уже и не "северными", но "Звездами" хоккеисты остались. Эмблему менять тоже не пришлось, да и форму оставили той же, добавив лишь вторую эмблемку (с картой штата) на плечи, да написав "DALLAS" на трусах.
В 1997 году "Звезды" ввели альтернативный вариант формы - зелено-черный свитер с отделкой в виде звезды. Одновременно с этим с портков исчезло слово DALLAS. Эта форма настолько понравилась болельщикам что команда стала использовать в качестве выездного. Осенью 1999 года появилась бело-зеленая домашняя форма
Однако, от идеи альтернативной формы далласцы так и не отказались. И пришла им в 2003-м году идея возродить черный свитер на новый лад.
Вот вам, товарищи, отличный пример того, до какой пошлости можно довести хорошую идею. Да, животноводство - начало всех техасских начал, и нет ничего плохого в том, чтобы восславить его на форме. Да, "созвездие Быка" - отличная идея, объединяющая местную специфику с названием клуба. Проблема была лишь в том, что приведенный выше логотип большинству фанатов напоминал диаграмму строения женской матки, в честь чего и был окрещен Mooterus. Клуб в течении двух сезонов старался делать вид, что ничего не замечает, но в конце концов от скандального свитера отказался.
В 2007 году во время переодевания по руководством Рибока черный цвет вернул себе статус основного. Форму "Звезд" кардинально упростили, особенно домашний вариант.
В 2013 году команда снова сменила имидж. Эмблема теперь выглядит так:
А форма обрела зеленый цвет:
А теперь история формы "второй части" Миннесоты Норд Старз.
Район Сан-Францискского залива не считался потенциально хоккейным рынком, наподобие Лос-Анджелеса, но по условиям телевизионного контракта с CBS в НХЛ должны были появиться два калифорнийских клуба. Лига, скрепя сердце, согласилась. Барри ван Гербиг, 28-летний карбидно-нефтяной магнат, не мудрствовал лукаво и попросту купил клуб Западной хоккейной лиги "Сан-Франциско Силз". "Тюленями" клуб назывался потому, что в водах залива этот тип ластоногих водился в изобилии. Чего не водилось в Сан-Франциско - так это нормального крытого дворца спорта, и ван Гербиг перевез команду на другой берег залива, в Окленд. Однако, чтобы не обижать болельщиков из "Фриско" и не слишком афишировать Окленд (угрюмый, промышленный город), команду назвали "Калифорния Силз".
Цветами "Калифорнии" сделали зелено-синие, а на эмблеме изобразили футуристического тюленя с клюшкой, вписанного в букву "С" (Сalifornia). Сейчас это кажется глупой пародией на "Пингвинов".
Уже в самом начале первого сезона стало ясно, что болельщики из Сан-Франциско либо все-таки обиделись, либо не настолько любят хоккей, чтобы ехать ради него в Окленд. Ван Гербиг глубоко вздохнул, распростился с планами сделать своих "Тюленей" региональными любимцами, и уже в декабре они играли под названием "Окленд Силз". Благо для этого только и надо было, что "округлить" эмблему, превратив "С" в "О".
Однако, и оклендских болельщиков команда ван Гербига очаровать не смогла. Тем более, что, набрав на "экспансионном драфте" лучший, как многим показалось, состав из всех новых команд, "Тюлени" играли кошмарно. К середине сезона молодой и белокурый миллионер настолько измотался, что пригрозил перевезти свое сокровище ко всем чертям (в Ванкувер), если посещаемость не улучшится. После окончания сезона он собрался сделать именно это, но лига наложила вето на переезд. Оставлять такой вкусный рынок как Сан-Францискский залив она не собиралась. В команду, однако, пришли новые хозяева и на время "Окленд" стал почти что достойным представителем Западного дивизиона, выйдя в плей-офф в следующих двух сезонах. Больше такого, впрочем, с "Тюленями" не повторялось.
Зато весьма любопытное событие случилось с этим клубом в 1970 году, когда его приобрел известный чудак Чарли О. Финли. О его характере более чем красноречиво говорил внешний вид. Этот веселый господин был владельцем бейсбольной команды "Окленд Атлетикс", которую незадолго до этого переодел из старых, добрых сине-бело-красных цветов в радикальные желто-зеленые, заставив к тому же носить белые бутсы. Для бейсбола того времени это было равносильно тому, чтобы выйти на поле без штанов. Зато Финли почему-то очень хотелось, чтобы его бейсболисты носили усы, и за отращивание их платил каждому премию в 300 долларов. В общем, с его приходом в НХЛ стало ясно, что "Тюлени" если и обречены, то помирать они будут не просто с музыкой, а с оркестром. Финли не разочаровал. Первым долгом он переименовал "Окленд Силз" в "Калифорния Голден Силз", то есть сделал "Тюленей" не просто региональными, но еще и "золотыми". Тут содержался намек и на амбиции самого Чарли О., и на официальное прозвище Калифорнии - "Золотой штат" (в честь Золотой лихорадки 1849 г., эпицентр которой был именно в районе Сан-Францискского залива). Потом "Тюленям" подправили эмблему. А уж то, что цвета будут желто-зелеными, попросту подразумевалось. Новая эмблема на форме не появилась, зато появились белые коньки (увы, фотографий сего безобразия нет). Зато форма и эмблема выглядели вот так:
Увы, дальше красочной формы у Финли дело не пошло, и к 1974-му году "Золотые тюлени" находились в таком смехотворном финансовом состоянии, что НХЛ пришлось самой выкупить команду. К конце концов ее удалось по дешевке спихнуть отельному магнату Мелу Свигу, который, по уже сложившейся традиции, начал с формы. А именно - заменил красу и гордость Финли, зеленый цвет, на "цвет морской пены". Так, во всяком случае, Свиг видел вот это:
Так или иначе было ясно, что в Окленде команда - не жилец. Делая покупку, Свиг надеялся, что в Сан-Франциско в скором времени построят новую арену, и "Тюленей" можно будет вернуть, наконец, к истокам. Эти мечты так и остались мечтами, и два года спустя клуб продали еще раз - влиятельной кливлендской семье Гандов (позже она приобрела команду НБА "Кливленд Кавальерс"). В Кливленде только что окончили свой поход "Крестоносцы" (команда ВХА), и Ганды почему-то решили, что рынок созрел для НХЛ. "Тюленей" перевезли в штат Огайо, создав команду "Кливленд Бэронс".
Название выбрали ностальгическое: именно "Баронами" называлась кливлендская команда, долгие годы, вплоть до прихода "Крестоносцев", игравшая в АХЛ. Старые "Бароны" пользовались огромной популярностью и даже были известны тем, что в 30-е годы переманивали к себе игроков НХЛ, давая им больше денег. Не исключено, что именно оттуда и растут ноги у названия.
Новым "Баронам" нарисовали эмблему с буквой "B", вписанной сначала в карту штата Огайо, а потом в букву "С", а цветами положили консервативные черный и красный. Все это продлило жизнь клубу ровно на два сезона. "Баронов" в итоге сгубила география. Играли они не в самом Кливленде, а на отшибе, в Ричфилде. А там хоть и был самый вместительный в НХЛ дворец, но больше, к сожалению, не было ничего. Завлечь горожан в эту дыру было непросто, и в 1978-м семья Гандов поняла, что дело мертвое. В итоге семья приняла решение оставить Кливленд до лучших дней (они, кстати, так и не наступили) и купила себе Миннесоту Норд Старз, с которой объединила погибших "Баронов".
Детройт Ред Уингз
Детройт – самый хоккейный город США. На том и стоит, тем и гордится, потому именует себя "Хоккитауном". А детройтские "Красные крылья" - самая именитая американская команда НХЛ. Однако, свой первый сезон, 1926-27 годов, детройтский клуб отыграл за рубежом, в канадском пограничном городке Виндзоре. Впрочем, ничего страшного в этом не было, так как новоявленные детройтцы непосредственно перед этим все поголовно выступали за канадский клуб "Виктория Кугарз".
"Викторианские пумы" были еще одними жертвами безвременной кончины Западной хоккейной лиги. Кстати, в 1925 "Пумы" вошли в историю, выиграв у чемпиона НХЛ «Монреаля» в серии за Кубок Стэнли. Став, таким образом, единственной неэнхаловской командой, завоевавшей Кубок со времени основания сильнейшей в мире лиги.
Перебравшись в Детройт, «Пумы» сохранили название и форму (белый свитер с красной поперечной полосой), нашив лишь на грудь готическую букву "D".
В 1930-м название неудачливой команды сменили на "Детройт Фалконз". Свитера новоявленных "Соколов" (которые должны были, по идее, взвиться орлами), были украшены многим множеством тонких красных полосок в верхней и нижней части, а так же новым названием клуба, выведенным на груди
В 1932 году "Соколы", находившиеся в глубоком пике, ударились о сыру землю и обернулись "Красными крыльями". Все неисчислимые российские поклонники этого клуба за название это должны благодарить Джеймса Норриса, богатого канадского торговца зерном, купившего команду. В молодости Норрис был членом МААА (Монреальской любительской атлетической ассоциации), все команды которой, включая хоккейную, носили название "Уингд Уилc" ("Крылатые колеса"). Норрис, вовремя вспомнивший монреальское детство, конечно же, не мог не обратить внимание на то, что такая эмблема прекрасно подходит для столицы американской автомобильной промышленности. В связи с чем, колесо, которое в Монреале было снято с велосипеда (МААА была основана, как велоклуб), в Детройте обзавелось протектором. И крылья уже не торчали вверх подобно рогам, а развевались по ветру, подчеркивая скоротсные качества двигателей внутреннего сгорания, намного превосходящие мышечную силу человека. С тех пор эмблема больше не менялась.
Не менялась и форма.
Перед зимней классикой 2009 появилась ретро форма образца конца 1920-х.
Форма Зимней Классики 2014
Калгари Флеймз (до 1980 года Атланта Флеймз)
Атланта Флеймз вступила в лигу вместе с Нью-Йорк Айлендерс в 1972 году. Если "Айлендерс" стал детищем рыночной борьбы между НХЛ и ВХА, то второй клуб, пришедший в лигу в 1972-м, произвела на свет банальная арифметика. НХЛ не хотела иметь нечетное количество клубов и ради утряски расписания решила добавить 16-й. Счастливый номер выпал столице американского Юга - Атланте. Ну, решили в НХЛ, почему бы и нет?
Потому нет, отвечали реалисты, что Атланта – столица американского Юга. Город, преимущественно населенный чернокожими, в котором почти никогда не бывает снега. Ну и что, отвечала НХЛ. И вообще, лиге надо завоевывать новые рынки, тем более такие перспективные. В общем, хозяева нового клуба обязались вести мудрую, консервативную финансовую политику, спокойно и деловито возделывая свою южную целину. На том и порешили.
Для начала дали клубу типично атлантское название – "Флэймз". Дословно это – "Пламя" во множественном числе. Можно "Пламенные". Название действительно чисто атлантское, несмотря на то, что горючие материалы существуют в разных точках планеты. Дело в том, что Атланта – город, в буквальном смысле слова восставший из пламени. Во время гражданской войны 1861-65 гг. ее захватила армия Севера под командованием генерала Уильяма Шермана и следуя его тактике "выжженой земли" сожгла город дотла. Если вы смотрели фильм "Унесенные ветром" и не пялились только на Вивьен Ли, с этим историческим эпизодом вы наверняка знакомы. Южане, однако, отстроили свой прекрасный город заново, воздвигли новые, красивые здания, провели новые, ровные дороги, посадили новые персиковые деревья. Восстановить в нем наново нежно любимую рабовладельческую систему им, правда не дали, но надежда, как говорится, умирает последней. В общем, пламя и восстание из него стали для Атланты своего рода символом.
К названию подобрали подобающие красно-желтые цвета и эмблему – букву "А" с языками пламени. Форму, в соответствии с предполагаемой консервативной политикой клуба, сделали очень простой. Правда, довольно быстро решили, что в свитерах не хватает желтого цвета и уже через год немного изменили дизайн.
В остальном к форме команды, а так же к эмблеме и названию никаких претензий не было. Не было претензий и к ее игре - "Атланта" регулярно выходила в плей-офф. Тем не менее, ее дальнейшее существование становилось все более и более проблематичным. К сожалению, мудрая консервативная политика, которую собирался вести клуб, не была рассчитана на конкуренцию с ВХА и вызванный ей резкий рост зарплат. Не помогало и то, что потомки южных погорельцев не шибко жаловали "Пламенных" своей любовью. Все стало ясно, когда "Флэймз" приобрел канадский миллионер Нельсон Скалбания, прославившийся тем, что дал 17-летнему Уэйну Гретцки его первый профессиональный контракт (в клубе ВХА "Индианаполис Рэйсерз"). Позже Скалбания был владельцем "Эдмонтона", и, купив "Флэймз" загорелся идеей привезти клуб в свою любимую Альберту. НХЛ идею поддержала и не пожалела.
Приехав в Калгари, "Пламенные" не отреклись от своего прошлого и оставили себе старое название, цвета и форму. Да, в число многочисленных достоинств Калгари входит и тот факт, что его никогда не сжигал генерал Шерман, но ассоциация с пламенем для города, живущего на нефтедоллары, согласитесь, тоже неплохая. Букву А сменили на С, а все остальные атрибуты остались теми же.
Величие "Калгари" в 1980-е переоценить трудно. Любимцы канадских ковбоев с 1984 по 1991 год лишь однажды набрали меньше 90 очков. К сожалению, "Пламенным" не повезло играть не только в одно время, но и в одной провинции с, возможно, величайшей командой всех времен и народов - "Эдмонтоном" Уэйна Гретцки. Встречаться с соседом-монстром в плей-офф приходилось довольно часто (тогда команды из одного дивизиона обычно играли друг с другом в первом или втором раунде), а потому далеко в плей-офф красно-желтые забирались не часто, и Кубок Стэнли подняли лишь один раз.
1990-е годы запомнились в Калгари, как эпоха убожества. После катастрофического обмена Дага Гилмора в "Торонто" клуб еще некоторое время цеплялся за плей-офф (чтобы тут же оттуда вылететь), а потом и вовсе перестал туда попадать. Зато, по законам того времени, видоизменил форму, добавив в палитру едва ли не обязательного в те годы черного цвета. В 1994-м году Тео Флери и компания вышли на лед в таком убранстве:
Несмотря на вполне себе кошмарный свитер, кое-какие традиции остались нетронутыми. Обратите внимание, на букву А на груди Тео, обозначающую его, как ассистента капитана. Да, это старая эмблема "Атланты" (она красуется по сей день).
К черному цвету в 90-е относились до невозможности серьезно, и появление альтернативного свитера было только делом времени. И в 1998 году взору западных канадцев предстал черный, как и полагается, свитер с новой эмблемой - головой коня с огненным насморком
Сама по себе лошадь имеет для Калгари большое символическое значение. Не зря я выше распинался о ковбоях. Калгари - пастушья столица Канады и там ежегодно проводится большой фестиваль ковбойской культуры и популярнейшее родео. Жители города гордятся своими животноводческими корнями, часто ходят в клетчатых рубашках и джинсах, а особо почетным гостям города (например, известным хоккеистам, перешедшим в "Флэймз") на специальной церемонии дарят белую ковбойскую шляпу.
Лошадь, надо сказать, большого впечатления на калгарийцев не произвела, но черный свитер все равно понравился больше того, что команда носила в 90-е, и с наступлением нового века в форме появились новые изменения. Черный свитер стал основным выездным, а домашний белый был подогнан, чтобы соответствовать ему по дизайну. Лошадиная морда на белом свитере была повешена на плечи.
В 2003 году, однако, форму пришлось менять снова. НХЛ обязала все клубы играть дома в темном, и появиться перед своими фанатами черненькими "Пламенные" не решились. Черному свитеру вернули статус альтернативы (он побыл в нем два сезона, пока не исчез в 2006), а домашним сделали красный. Несмотря на то, что буква С и охватившее ее пламя были на нем, опять же, черного цвета, новый кафтан Джерома Игинлы и компании стал в Калгари последним писком моды. Правда и тут не обошлось без накладок (имена игроков поначалу тоже сделали черными, но в середине сезона выбелили, потому что прочесть их в телевизоре было совершенно невозможно), но форма стала продаваться, как черт знает что. "Калгари" даже установил рекорд по продаваемости нового свитера. Ведут в НХЛ и такую статистику. В общем, купить именно такую, красненькую, стало священным долгом каждого калгарийца. В дни игр во время плей-офф-2004 улица, ведущая к стадиону, окрашивалась в красный цвет и стала называться "Красной милей". И по сей день во время домашних матчей практически вся арена (кстати, крыша на ней сделана в виде седла, что тоже прозрачно намекает на ковбойское влияние) становится кроваво-красной.
Увы, полюбившийся свитер тоже прожил недолго. Компания "Рибок", прибравшая к рукам гардероб всей лиги, не смогла перенести этот дизайн на новые приталенные фуфайки. В результате форма "Пламенных" претерпела еще одно, пусть и не радикальное, изменение в 2007 году.
Жертвой новых веяний пала лошадь, которой больше не нашлось места на плечах. Там нынче расположились флаги Канады и провинции Альберта. Оба вызвали нешуточный резонанс: получается, что "Пламенные" присваивают себе звание всеканадской команды (что, конечно же, полная чушь), не говоря уже о всеальбертской. Флаг провинции - это, естественно, камень в огрод "Эдмонтона", самого принципиального соперника "Пламенных".
В 2011 году перед матче "Heritage Classic" появилась псевдоретро форма
Каролина Харрикейнс (до 1997 года Хартфорд Уэйлерс он же Нью-Ингленд Уэйлерс)
Начало 70-х памятно в Бостоне, как время большого хоккейного бума. "Медведи" тогда выиграли свой последний до недавнего времени Кубок Стэнли, а на Бобби Орра и Фила Эспозито молился весь город. Стены "Бостон гардена" трещали по швам уже не только на баскетбольных, но и на хоккейных матчах. Казалось, что бостонской любви к шайбе должно хватить еще команды на две. Две не две, но еще одну ВХА новоангличанам предоставила, дав ей самое что ни на есть пафосное название - "Нью-Игленд Уэйлерз". Пусть "Медведи" представляют себе один только Бостон, решили основатели новой команды, а мы будем представителями всего региона!
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет