НБА 15 лет спустя - мнение одного дизайнера
Любите ли вы NBA так как любил ее я в свои 9 лет? Конечно же нет. Мое увлечение NBA выпало на период, когда за NYC играл Патрик Юинг, в Портленде дирижировал Сабонис, Юту тащили ненавистные мне Мелоун и Стоктон, а Майкл и вся легендарная четверка (не надо забывать про Кукача), обычно завершала последнюю четверть, сидя на скамейке, рассказывая друг другу свежие анекдоты.
Думаю вы проходили нечто подобное: любое увлечение ранних лет, полностью захватывает твое еще неокрепшее детское сознание (в конце концов в 9 лет тебе просто не о чем беспокоиться и можно сосредоточиться на по-настоящему интересующих тебя вещах). Я увлекался NBA комплексно, начиная от еженедельных записей с отцом видео-обзоров туров, которые шли в ночь каждой пятницы по НТВ (записи на VHS, если вы понимаете о чем я), заканчивая собиранием альбомов и стикеров, а также непрерывным оттачиванием скиллов в NBA JAM на Sega.
В то время (96-97) был абсолютный дефицит информации (интернета не было, спортивных каналов не было, только появился платный НТВ+) и радость от получения любых крупиц этой самой информации по теме была колоссальной. Но еще больший вакуум в то время представляла графическая/визуальная среда, по крайней мере та, в которой я рос. Вакуум это не преувеличение, до 7- 8 лет я жил не Москве и могу сказать, что ничто не развивает фантазию так, как бабушкин ковер, глядя на который ты засыпаешь и просыпаешься. Глядя на тот паттерн, я бы мог рассказать целый сценарий, какую историю или сюжет может описывать этот замысловатый рисунок. Причем каждый день сюжет был бы разный. Не было никаких красивых ярких иллюстраций (да, были какие-то советские книжки, но по визуальному впечатлению, которые они могли дать в то время, они уже совершенно не годились. Именно с этим я отчасти связываю тогдашнюю дикую популярность игровых приставок среди детей, приставка по визуальному впечатлению была на 3 шага впереди относительно абсолютно скудных оффлайн материалов (конкуренцию составляло и успешно било приставку только лего). С переездом в Москву в моем мире начали появляться первые глянцевые журналы (тв-программы или что-то в этом роде), они успешно резались на кусочки и вклеивались в специальную тетрадь, дополнялись какими-то комментариями.
И вот, лет в 7- 8 у меня появился первый альбом NBA, в который надо было вклеивать стикеры. Мне дико нравилась эта история, я рассматривал его часами, все было яркое, интересное, на непонятном языке. Но больше всего на меня произвели впечатления эмблемы команд NBA. Во многом, именно они вызвали первичный интерес к данной теме. На фоне окружающего графического вакуума, каждая эмблема была словно отдельный комикс, ее можно было долго рассматривать, на ее основе я мог делать какие-то собственные предположения о команде, носящей данную эмблему (на самом деле ничего о ней не зная). В общем, дизайнеры, создавшие эти эмблемы, ели свой хлеб не зря и меня, простого мальчишку с другой стороны земного шара втянули в эту историю именно они (если бы мне там показали одноцветные эмблемы уровня ФК Крылья Советов, вряд ли бы я испытал какие-то эмоции и это побудило бы во мне интерес копаться в этой истории).
Прошло полтора десятка лет, я успешно забыл о существовании NBA, спорт практически не интересует меня в плане зрительства и боления и теперь я сам отчасти занимаюсь тем, что морочу простым людям голову, толкая их уверенно выбрать то, что им совершенно не нужно.
Но несколько недель назад, практикуя осознанное безделие, я наткнулся на канал NBA и решил поближе познакомиться с творчеством Кинг Джеймса, Криса Боша и его коллег.
И каково же было мое удивление, когда я увидел, что они убили Кенни. С паркета на меня смотрела эмоциально кастрированная эмблема с медведем, а комментаторы называли эту команду Grizzlies, как ни в чем не бывало.
Я был в смятении, ведь я точно знал, что Гризлис выглядят вовсе не так. Далее в обзоре я увидел Raptors и Rockets и понял, что за последние 15 лет в NBA что-то пошло не так.
Ниже я собрал несколько примеров деградации эволюции эмблем некоторых команд NBA за последние 15 лет, которые прошли мимо меня:
Техническая смена логотипа Grizzlies, связанная с переездом команды из Ванкувера в Мемфис, полностью аннигилировала старый образ, не оставив ничего от былой агрессии, динамики и аутентичности шрифтовой части.
Дизайнер нового лого Филадельфии 76 никогда в жизни не видел ни одной другой эмблемы команды NBA. Если 15 лет назад ростер эмблем всех команд выглядел стилистически однородным, при все их разнообразии, то теперь, благодаря современным дизайнерам там полный зоопарк.
Пожалуй мой любимый образец. Шикарнейшая эмблема Raptors созданная в 1995 году и современный ”концептуальный” вариант эмблемы от дизайнера-интеллектуала (оксюморон). Логотип ужасен технически, но самое главное эмоционально безжизнен Команда с правым логотипом никогда в жизни не сможет одолеть команду с логотипом слева. Насколько я понял, это не окончательная деградация, это лишь дополнительная эмблема, однако в этом сезона она используется как в форме так и на домашнем паркете.
Реакция маскота Raptors на утверждение нового логотипа:
Еще одна техническая смена, в связи с переездом команды. Объявляется минута молчания. И нет, это не вариант для монохромной печати.
Самое идиотское, что может сделать руководство команды в графическом плане, это кардинально менять цвета команды. Это откровенный плевок в лицо фанатам и вытирание ног о так называемую “культуру боления”. Pistons делали это несколько раз за свою историю. Последнее изменение, как я понимаю, связано с окончательным умиранием автопромышленности в Детройте и полной неактуальности турбин. В итоге: были Pistons, стали Clippers.
Еще один графический маразм, на этот раз из Хьюстона. Узнаваемая, аутентичная, энергичная, по спортивному злая ракета из логотипа 95 года, уступает место “подростковому высеру болончиком на стене”. А учитывая узнаваемый фирменный стиль в предыдущей форме и то как она выглядит сейчас, напрашивается
Было когда-то:
Теперь:
На фоне предыдущего фейла, копатели из Денвера выглядят тускло + круглое лого в качестве основного пока лишь на текущий сезон.
И единственный положительный пример за эти 15 лет, это Cleveland, которые опомнились и вернулись в семью, сделав редизайн в олдскул стилистике прежних времен:
Подытоживая этот спонтанный графический обзор NBA последних 15 лет, могу сказать, что был несколько удивлен, что такая крупная развлекательная организация, которая имеет невероятный опыт промоушина своих спортивных событий, способная привлекать и привлекающая лучших специалистов во всех связанных с этим областях, абсолютно не заботится, что творится с “лицами” ее команд. Надо понимать, что это вопрос не только некоего абстрактного эстетизма. Он напрямую связан с финансовой стороной, а именно, с продажей символики, ведь это одна из основных статей дохода NBA и команд.
Так же немного обидно за современное поколение, которое обладая инструментарием на 2 порядка превышающих тот, что был в 90-е и ранее при этом не способны выдать сопоставимый по уровню результат.
34 Комментария
Рекомендуемые комментарии