Бобби Халл
Роберт Марвин (Бобби) Халл родился 3 января 1939 года в небольшом канадском городке Пойнт-Энн, расположенном в 120 километрах к северо-востоку от Торонто. Нельзя сказать, чтобы он рос уж в очень большом достатке. Да и какой мог быть достаток в семье простого рабочего цементного завода, у которого было десять детей? Проведенное в относительной бедности детство наложило свой отпечаток на характер Бобби, который уже в детстве понял, что и сколько стоит в этой жизни. И потому всегда высоко ценил своего отца, сделавшего все возможное для того, чтобы он стал тем, кем стал, даже в не слишком благоприятных для этого условиях.
Все, что у них было, было добыто трудом, и Бобби работал уже с ранних лет. И как знать, не в детстве ли, откуда все мы родом, и сложился его удивительный для звезды такого уровня характер. Ровный со всеми и очень общительный, он ни разу в жизни никому не дал повода думать о нем лишь как о человеке, затерявшемся где-то в заоблачных высотах своей славы.
Даже на пике своей славы он не отвечал отказом людям, желавшим познакомиться или просто переброситься с ним парой слов, и вел себя так, что те проникались к нему самым искренним уважением, видя в нем простого и доброго парня. И чем бы ни занимались в жизни эти люди, после общения с Халлом многие из них начинали смотреть на себя совсем другими глазами.
В десять лет Бобби впервые в жизни увидел игру команд НХЛ и все два часа просидел, не отрывая восхищенных глаз от ледовой площадки, на которой кипела яростная борьба мужественных и сильных мужчин. Ну а когда игра закончилась, он, с огромным трудом превозмогая стеснение, заставил себя подойти к терпеливо дававшему автографы Горди Хоу и, не найдя в себе сил вымолвить хотя бы слово, протянул ему свой блокнот. Хоу улыбнулся и, похлопав Бобби по плечу, поставил ему свою драгоценную подпись. И еще очень долго Бобби вспоминал улыбку Хоу и то и дело доставал блокнот и смотрел на его роспись, дабы убедиться, что все это было не во сне и он на самом деле является обладателем автографа знаменитого игрока.
Игра и встреча с легендарным Горди Хоу произвели на мальчика неизгладимое впечатление, он захотел во что бы то ни стало быть таким же. Бобби рассказал своему отцу о том что хочет стать хоккеистом и тот сделал все возможное чтобы его сын стал хоккеистом. В четырнадцать лет Бобби начал выступать за юношескую команду.
В течение 3 сезонов с 1954 по 1957, он поиграл в командах "Гэлт Блэкхоукс" и "Сент-Катаринз Типез". В своем первом сезоне Халл сыграл всего 6 матчей, не забив ни одного гола. Но уже в следующем сезоне он забил 33 гола и сделал 28 передач. Через год, его умения заметил тренер Руди Пайлоуз рекомендовавший его в "Чикаго Блэкхоукс". "Черные ястребы" в то время влачили очень жалкое существование, клуб за 12 лет всего 1 раз сыграл в плэй-офф.
Оказавшись в тренировочном лагере Чикаго осенью 1957 года, Халл продемонстрировал свой потенциал, забросив два гола в своем первом выставочном матче против "Нью-Йорк Рейнджерс", и в итоге стал самым молодым из игроков, когда-либо попадавших в команду "Блэкхоукс". Об этом решении команда и ее болельщики никогда не пожалели.
Играя на позиции центрального нападающего в "Блэкхоукс", Халл забросил 31 шайбу за свои первые два сезона. А потом в плей-офф 1959 года, когда получил травму один из крайних, Пайлоуз, теперь ставший тренером команды, перевел Халла из центра на его место. Халл сразу же оценил внесенные в сценарий изменения. «Я почувствовал себя как дома, потому что теперь мне не приходилось столько обороняться. У меня появилось время для атаки».
Освободившись от, так сказать, сковывавших его пут, Халл смог переключить свое внимание с обязанностей оборонца на намного более приятное дело снайпера. Его поставили в одно звено к Мюррею Балфуру и новичку Биллу Хэю и Бобби расцвел в новой для себя роли.
Хоккей шестидесятых годов в НХЛ был достаточно грубым, и в плей-офф зачастую разыгрывались самые настоящие баталии, но было, конечно, и мастерство. Бобби со своими партнерами совершил, казалось, невозможное и всего через два года после своего прихода в Чикаго вывел-таки свою команду в плей-офф. Но "Ястребы" на этом не остановились и, продемонстрировав великолепный хоккей и несгибаемое мужество, выиграли заветный Кубок Стэнли, тем самым прервав гегемонию "Монреаль Канадиенс", выигравшего 5 Кубков Стэнли подряд. Блиставший в тех играх Халл сразу же превратился в самого настоящего идола канадцев, увидевших в нем, возможно, самого лучшего по тем временам игрока НХЛ.
Бобби Халл и Стэн Микита стали самым впечатляющим дуэтом 1960-х годов. Непредсказуемость его броска вкупе с мощным щелчком, повергали в растерянность и уныние соперников, стали его отличительной особенностью.
Бобби Халл и Стэн Микита
Бобби Халл обладал превосходно вылепленными мышцами, плечами, широкими, словно дверь, несокрушимыми руками, и крепостью железного дерева, что заставило Горди Хоу сказать: «Когда он раздевается, то становится только больше» - ноги как корабельные мачты, валуны бицепсов, грудь и шея, до которых было далеко и Сонни Листону, и всем прочим современным чемпионам в тяжелом весе. И все это образовывало симпатичное обличие, которое даже при обязательном для хоккеиста сломанном носе делало его похожим на какого-нибудь из младших богов Древней Греции." (Азовмаш одобряет ). Один из светских обозревателей Чикаго, видел в Халле "ожившее изваяние, пришедшее к нам из золотого века Греции, невероятно симпатичное даже без передних зубов". И в самом деле, он был "Золотым мальчиком" хоккея, его "Золотой ракетой".
Однако 190 см, 90 кг и бычье сложение Халла вместе со всей присущей ему мощью отнюдь не составляли основной компоненты его спортивного гения. Бобби Халл был молнией на коньках, самым быстрым конькобежцем в Национальной хоккейной лиге, умевшим набирать с шайбой скорость 28,3 мили в час и 29,7 мили в час без оной.
Но если молния впечатляла, гром производил потрясение еще большее. Именно с шайбой Халл был самым лучшим - возможно, лучше него никто не владел шайбой. Бобби Халл отправлял шайбу c сумасшедшей скоростью. Так что можно не удивляться тому, что посланная им шайба с удивительной частотой попадала в сетку, в среднем 40 раз за сезон при рекордном числе "хет-триков" - 28.
Игроков, пытавшихся преградить путь шайбам, посланным Халлом с едва ли не сверхзвуковой скоростью, можно было уподобить лишь тем людям, которые пропитания ради разряжают бомбы. Один из тех, кто сделал это и выжил, вспоминал с трепетом: "Если Халл прицелился и ахнул, шайба рушится на тебя с той же тяжестью, что и небольшой город". Еще один из тех, кто останавливал его патентованные броски c 18 метров, излагал свои впечатления так: "Меня словно прижгли клеймом. Бросок его парализовал мою руку на пять минут. Это было невероятно!" Прочие торопились убраться с траектории пущенного им снаряда со всей мыслимой скоростью.
После невразумительного старта сезона-1961/62, Халл постепенно набрал форму. Он забил 35 голов в последних 31 игре, причем свой последний, 50 гол забил в последний день сезона. Халл и игрок Рейнджерс Энди Басгейт завершили сезон с 84-я очками, но именно Халл выиграл Арт Росс Трофи, потому что забил больше шайб (50 против 28). Халл забил 113 голов за следующие три сезона. С 87 очками в сезоне 1963-64, он отстал в гонке бомбардиров на 2 очка от товорища по команде - Стэна Микиты.
На следующий сезон, хоть его результативность и упала до 71 очка, а Чикаго финишировал третьим, Халл завоевал Харт Трофи как самый ценный игрок лиги. Он сохранил у себя Харт Трофи и на следующий год, поскольку он стал первым игроком, забившим более 50 шайб за сезон. Когда он забил 51-й гол 12 марта 1966, переиграв вратаря Рейнджерс Чезаре Маньяго 22,000 фанатов в Чикаго устроили ему семиминутную овацию. Он завершил сезон с 54 голами в 65 играх и с 97 очками (с отрывом в 19 очков) выиграл свой третий титул лучшего бомбардира лиги.
В 1966-1967 Халл снова забил больше всех в лиге (52 гола) и набрал 80 очков (второй результат после Микиты). Следующий сезон ознаменовался расширением НХЛ до 12 команд, а Халл снова стал лучшим снайпером лиги (44 шайбы). В 1968-69, "Golden Jet" (золотой реактивный самолет - он получил это прозвище из-за его скорости и светлого цвета волос) выдал лучший сезон в карьере - 58 шайб и 107 очков, причем он набрал свое 100-ое очко 18 днями после того, как Фил Эспозито из Бостона впервые в истории НХЛ преодолел отметку в 100 очков. Бобби Халл забил 38 и 50 шайб в два последующие сезона, перед тем как совершить свой "большой уход".
Когда Виннипег предложил 10-летний контракт на $2.75 миллиона долларов, включая подписной бонус в $1 миллион, Халл не поверил в это. "Я думал, что они шутят," сказал он. "Я притворился, что поверил и согласен, чтобы попугать Чикаго." Но мой агент сказал, ?Бобби, эти парни говорят всерьез.?" Многие годы Халл спорил из-за сумм контракта с семейством Уиртц, владеющим Чикаго. Когда они отказались повторить предложение Виннипега, Бобби летом 1972 подписал контракт с Виннипег Джетс . "Если я скажу Вам, что сумма контракта не имела значения при подписании соглашения с Джетс- я солгу," сказал он. Подписание Халла открыло дорогу большим контрактам для всех хоккеистов, поскольку владельцы НХЛ были вынуждены платить больше жалованье, чтобы предотвратить массовое бегство игроков в ВХА.
И в новом клубе Халл стал настоящей звездой, играя в тройке со шведами Андерсом Хедбергом и Ульфом Нильссоном. Это трио стало одним из лучших в 1970-х годах, получив прозвище "Хот лайн" и приведя "Джетс" к двум кубкам АВКО ("AVCO Cup" – награда чемпионата ВХА с 1972 по 1979 годы). Лучшим годом для Халла стал 1975 год, когда он забросил 77 шайб, установив новый рекорд.
Поскольку Халл представлял конкурирующую с НХЛ лигу, его не пригласили в сборную Канады на суперсерию 1972 года против сборной СССР. Однако в 1974 году сборная ВХА представляла Канаду в серии из четырех матчей против сборной СССР. ВХА проиграла, несмотря на весомый вклад Бобби Халла – 7 голов. В 1976 году пять голов Халла в семи матчах помогли родной сборной выиграть Кубок Канады.
Его поклонники платили ему той же монетой, и даже когда он забивал шайбы Третьяку и обходил на своей сумасшедшей скорости наших защитников, публика тепло приветствовала этого и на самом деле удивительного и так не похожего на всех остальных хоккейных звезд улыбчивого парня. Недаром многие издания напечатали рассказ одного летчика, совершенно случайно встретившегося с Бобби в гостинице. Конечно, ему захотелось получить его автограф, но не успел он вытащить из кармана авторучку, как Бобби, мгновенно все понявший, со своей неизменной улыбкой снял с головы бело-красную шапочку и протянул ее летчику, который просто опешил от такого бесценного для всякого болельщика подарка.
В 1979 году "Джетс" продали Халла "Хартфорд Уэйлерз", где он сыграл всего в 9 матчах регулярного сезона и 3 играх плей-офф. Первый раз уйдя на покой, Бобби Халл вернулся в НХЛ в сентябре 1981 года, в "Нью-Йорк Рейнджерс", в возрасте 42 лет. Но, проведя всего пять товарищеских матчей, и Халл, и руководство "Рейнджерс" решили остановиться на этом.
За свою карьеру в НХЛ Бобби Халл сыграл в 1063 матчах, забросил 610 шайб, сделал 560 передач, заработал 640 минут штрафного времени. Кроме того, в копилке легендарного игрока три "Арт Росс Трофи", два "Харт Мемориал Трофи", "Леди Бинг Трофи". В розыгрыше Кубка Стэнли Халл заработал 102 минуты штрафного времени, забросил 62 шайбы, сделал 67 передач и заработал 129 очков в 119 матчах плей-офф. В ВХА он сыграл в 411 матчах регулярного сезона, забил 303 гола, сделал 335 передач при 638 очках. В 60 матчах плей-офф Халл забил 43 гола и сделал 37 передач.
В 1978 году Бобби Халл получил орден Канады класса "офицер", "Блэкхоукс" и "Джетс" (ныне "Феникс Койотс") закрепили за ним номер 9. Когда сын Бобби, Бретт Халл, стал играть в "Койотс", номер 9 отдали ему в знак безмерного уважения хоккейного таланта его отца.
9 Комментариев
Рекомендуемые комментарии