История вратарской маски
Маски стали неотъемлемой частью амуниции вратаря сравнительно недавно – лишь во второй половине прошлого века. И далеко не все вратари с радостью приняли это изобретение, несмотря на то что постоянно получали шайбой по лицу.
Первым кто надел маску (вернее подобие маски) был вратарь "Монреаль Марунз" Клинт Бенедикт, игравший в 30-х годах XX века. Он, как и все его коллеги, постоянно получал травмы и в конце концов его терпение иссякло. В монреальском дерби 7 января 1930 года в матче между "Канадиенс" и "Марунз", Клинт Бенедикт получил перелом носа и скулы. Через месяц Бенедикт вышел на лед надев на лицо устрашающий панцирь из кожи и проволоки, закрывавший его нос, рот и лоб, но не глаза и уши.
Клинт Бенедикт в своей маске
Долго играть в этом наморднике Бенедикт не смог – огромный кожаный "нос" мешал ему видеть. Ближе к концу того же сезона, шайба попала Бенедикту в горло, и вратарь-изобретатель был вынужден завершить карьеру. Как ни странно, его мужественный и трагический пример не послужил немедленным стимулом к усовершенствованию вратарской амуниции.
Следующим кто появился на льду в хоккейной маске был японский вратарь Тэйцзи Хонма.
Тэйцзи Хонма
Он носил очки, и совиные очертания этой кэтчерской маски подходили ему идеально.
Вратарская революция произошла только в 1959 году, и ее вождем стал один из величайших голкиперов всех времен и народов – легендарный Жак Плант из "Монреаль Канадиенс". Как и в случае с Бенедиктом, Плант надел маску не от хорошей жизни: однажды Жаку в очередной раз попали на тренировке шайбой по лицу, раздробив при этом скулу. Тогда он дал интервью монреальской радиостанции, в котором обратился к болельщикам с просьбой помочь ему найти подходящую маску. Один слушатель вызвался смастерить Жаку слепок из стекловолокна под контур его лица. Плант опробовал маску в предсезонном тренировочном лагере, что страшно не нравилось его тренеру Тоу Блейку. Он считал, что маска ограничит видимость голкипера и, создав у него чувство безопасности, не позволит правильно сфокусироваться на игре.
Однако 1 января 1959 года мощный щелчок игрока «Рейнджерс» Энди Басгейта завершился для Планта рассеченной щекой.
Жак Плант
Плант удалился в раздевалку, где ему были наложены швы (игру пришлось остановить на 45 минут), и отказался вернуться, пока ему не разрешат надеть маску. Блейк рвал и метал, но Плант был непреклонен. Он знал, что игрок его калибра может диктовать свои условия даже такому диктатору как Блейк. Тем более, что запасного вратаря у "Канадиенс" не было.
На Планта тут же посыпались упреки со всех сторон: болельщики насмехались над ним, пресса клеймила как труса, Тоу Блейк не оставлял попыток заставить снять маску, но Жак Плант не обращал на это никакого внимания.
В СССР маска появилась в 1962 году на многострадальном лице Анатолия Рагулина, вратаря воскресенского "Химика", брата знаменитого защитника ЦСКА и сборной СССР Александра Рагулина. Однажды на тренировке шайба угодила ему в бровь. Врачи вынесли приговор: повреждена глазная мышца, и нормальное зрение не восстановить. С хоккеем придется заканчивать. Но тренер "Химика" Николай Эпштейн уговорил Рагулина встать в ворота. Анатолий понимал, что лицо надо защитить, потому что даже малейшая травма могла привести к тяжелейшим последствиям. Словом, нужна маска. Но как ее сделать? Рагулина выручил знакомый специалист по ракетным двигателям. От металлического бюста Жданова в натуральную величину специалист по двигателям ножовкой отпилил головку, распилил ее вдоль, затылочную часть отбросил, а на лицевой на месте глаз, ноздрей и рта высверлил дырки. Маска готова! Рагулин не запомнил имени умельца, так что первая в истории советского хоккея маска осталась безымянной. Публика точно так же как и Планту, приклеила к Рагулину ярлык "трус".
Маска из стекловолокна, которую с таким трудом внедрил в НХЛ Жак Плант, имела множество недостатков. Она плотно прилегала к лицу и лишь слегка амортизировала удары шайбы, предохраняя вратаря от рассечений, но не от контузий. Она ломалась, то и дело скользила вверх-вниз, в ней страшно потело лицо, и к тому же она действительно, как и утверждали тогдашние критики, ограничивала переферийное зрение. А те, кто пытался снивелировать этот недостаток, расширяя отверстия, рисковал остаться без глаза.
В дальнейшем Плант изготовил новую маску, в стиле "кренделёк"(переплетения ее напоминали крендельки).
В подобной маске играли Кен Драйден и Данк Уилсон.
Изначально маски изготовлялись из стеклопластика и были либо коричневатые, некрашеные, либо чисто белыми. Но простой белый цвет многим казался примитивным. Первым голкипером, разукрасившим свою маску, был Джерри Чиверс. В течение сезона 1968/69 года Чиверс стал рисовать на своей маске шрамы которые он мог бы получить, если бы его лицо не защищала маска.
Джерри Чиверс
Первым вратарем, вышедшим на лед в цветной маске, был Дуг Фавел из "Филадельфии Флайерс". В ночь на Хеллуин его товарищи по команде шутки ради раскрасили его маску в ярко-рыжий цвет. Этот цвет напоминал знаменитую праздничную тыкву.
Дуг Фавел
А вот в раскрашенной в цвета клуба маске впервые появился вратарь "Нью-Йорк Айлендерс" Глен Рэш. Эту же маску можно считать первой художественно раскрашенной. А поработала над ней студентка художественного колледжа Линда Спинелла. На белой маске она изобразила остров Лонг-Айленд и буквы NY.
Глен Рэш
Вратари других команд тут же подхватили эту идею.
Вратарь "Лос-Анджелес Кингс" Роже Вашон сначала поэкспериментировал с отверстием для рта, прtвратив маску в ухмыляющуюся рожу. А потом выкрасил ее в цвета клуба, добавив себе на лоб целые две королевские короны.
Жиль Мелош из почившей в бозе команды "Кливленд Бэронс"
Естественно, новое веяние моды заставило многих призадуматься, можно ли на этом деле подзаработать деньжат. Причем многих вратарей тоже. Первым был ветеран Эд Джакомин, выступавший тогда за "Детройт Ред Уингз". Приехав в Город моторов, Джакомин подписал контракт с компанией, производившей автомобильные свечи, и стал рекламировать их продукцию. В какой-то момент Эд решил, что сможет содрать со своих спонсоров побольше денег, если начнет размещать рекламу прямо на игровой форме. То есть на маске - единственном предмете формы, открытом для свободного самовыражения. Джакомин нарисовал над глазами молнии, символизировавшие автомобильное зажигание, и планировал добавить рекламную надпись. Но лига запреила размещать рекламу на масках. Запрет на рекламу, кстати, остается в силе по сей день. Молнии, однако, остались, потому что напоминали эмблему «Детройта».
Одним из первых вратарей, чья маска должна была ввергать соперников в ужас, был Гари Симонс из канувшей в лету команды "Калифорния Голден Силз". На его маске была изображена змея. На маске Симмонса она появилась не зря - его еще со времен игр за фармклубы называли "Коброй". К сожалению, художник, которому Гари заказал этот революционный дизайн, наверное никогда не видел кобр вживую и снабдил эту рептилию хвостом гремучей змеи.
Еще более инфернальная маска была у Гари Бромли, игравшего за Ванкувер. Бромли за свою худобу получил кличку "Кости", и чем же еще ему было увенчать свою голову, как не реалистичным черепом?
Эти маски защищали лицо, но не защищали горло. Было найдено решение: удлинять подбородок маски.
Пока в Канаде и США вратари увлеченно раскрашивали свои маски из стекловолокна, Европа шла своим путем. Большинство европейцев уже выступали в шлемах и именно шлемы стали составляющей частью новой маски. Никаких ухищрений для изготовления этой маски не требовалось - вратари прикручивали к шлему сетку. Отличная видимость + великолепная защита лица. Одним из первых кто играл в подобном шлеме с сеткой был легендарный Владислав Третьяк.
По-настоящему "клетка" вступила в свои права в конце 1970-х, когда главные недостатки стекловолокна привели к тяжелым последствиям: вратари Джерри Дежарден и Берни Парент получили серьезнейшие травмы от попадания шайбы в глазное отверстие маски.
Этот вид маски просуществовал до конца 2000-х. Последними, чье лицо защищал этот шлем были Крис Осгуд и Доминик Гашек.
Доминик Гашек
Крис Осгуд
Первую "гибридную" маску в НХЛ надел голкипер "Филадельфии Флайерс" Фил Майр - без особых ухищрений в плане изобразительного искусства.
Со временем этот вид маски стал преобладающим.
А теперь небольшая подборка из 5 современных масок:
Мартин Бродо
Джонатан Куик
Брайан Хейворд
Майк Рихтер
Николай Хабибуллин
7 Комментариев
Рекомендуемые комментарии