Студенческий баскетбол в условиях рынка
По вполне известным причинам не указывается имя игрока и его вуз. Скажу только, что игрок обладает потенциалом уровня ближайшего резерва сборной России. Как минимум, я хотел бы в это верить.
В своей беседе я постарался максимально близко передать все подробности происходящего. Большую часть, естественно, сложно передать словами, тут понимать надо. Как сказал Антон Зимин, когда впервые увидел заготовку этого материала: «Я нисколько не виню игрока в данной ситуации».
Многие из нас прекрасно понимают положение дел в так называемом студенческом баскетболе, но почему об этом никто не хочет говорить? Почему мы прикрываемся тем, что так всем удобно и все этим довольны?
Разговор с этим талантливым игроком не хотелось играть на его чувствах, еще раз повторяю, что он стиснут некими условиями, которые и диктуют ему принятие таких вот решений.
Надеюсь, что не очень надавил на этого игрока, а с другой стороны, многие скажут, а что такого я спросил, что другие не знают?
- Каким образом ты сдаешь экзамены?
- Особо не напрягался, приносил деньги нужному человеку. И платил за индивидуальный график. Делал два раза в год.
- За что ты приносил деньги? То есть, куда они шли?
- Деньги приносил, чтобы не отчислили.
- Посещал ли ты занятия?
- Куда шли деньги - мне все равно. Главное, чтобы числиться в университете. Пару раз посещал, но не более того.
- Что твой клуб говорил по поводу учебы в институте?
- Главное, чтобы одно другому не мешало.
- Зачем тогда ты пошел учиться, если все равно не учишься?
- Армия всему виной. Выбирал университет, который сможет помочь в решении этого вопроса.
- То есть, ты думал только об армии?
- Да. Все упирается в армию. И я знал, что за деньги меня трогать не будут.
- Чем тебя так пугает армия? Почему ты так боишься туда идти?
- ЭЭЭ, это плохо скажется на баскетболе.
- А не проще ли приложить максимум усилий для получения военного билета?
- Проще, конечно, но по деньгам почти одинаково, а тут еще и корочка в конце.
- А как на эту ситуацию смотрят родители?
- Нормально, когда еще был в спортшколе, мы с родителями решили, что баскетбол – это главное. А институт - это уже второстепенное.
- Как ты оцениваешь свои поступки с этической точки зрения?
- Нормально. Я занимаюсь главным делом и хочу, чтобы мне не мешали. Я даю деньги - они меня не трогают.
- Перевожу предыдущий вопрос: как твоя совесть на это смотрит?
- Спокойно.
- Как ты смотришь на то, что таким образом ты обманываешь государство?
- Хаха.
- Это ответ?
- Я думаю, что государству все равно, что я проплатил учебу и ничего от этого не получил. Они сами виноваты, что есть люди, которые зарабатывают этим.
- Зачем тебе корочка, которая не имеет под собой никакого обоснования?
- В принципе, она мне не нужна, но принято так, что у человека должно быть высшее образование.
- Зачем тебя держат в университете? Какой толк от тебя?
- Плачу деньги. Или тренер находит компромисс и говорит, если будешь играть за институт, то сессия будет стоить дешевле или вообще бесплатно
- Как ты оцениваешь данную ситуацию в рамках российского баскетбола в целом и российского студенческого баскетбола в частности?
- На мой взгляд, в студенческий баскетбол должны играть студенты, а не профессионалы.
- Не считаешь ли ты, что баскетболисты после спортшкол специально идут в те вузы, которые помогают учиться, чтобы не забивать голову учебой, чтобы за них все решали?
- Да, думаю, что так и есть.
- Тебе самому нравится эта ситуация?
- Мне все равно.
- Почему все равно? Ты же часть всего этого?
- Потому что данная ситуация меня уже, к счастью, не касается! Я был частью этого.
- Как ты думаешь, есть ли вузы, где такие варианты, как с тобой, невозможны?
- Думаю, что есть, это те институты, которым все равно на спорт в своем вузе.
- Ну это не ответ на мой вопрос. Я имею в виду, есть ли вузы, которые не позволяют себе вести так себя со спортсменами?
- Такие вузы есть. Это точно.
- И эти вузы находятся в неравных условиях с такими, как твой?
- Да конечно, но видимо им это и не нужно
- А в чем "нужность" этого для твоего вуза?
- Престиж.
- Ты считаешь, что такое положение дел, как с тобой, влияет на развитие студенческого баскетбола?
- Не влияет.
- Почему?
- А как оно может влиять, расскажи?
- Ну вот такие полустуденты-полуболваны-полубаскетболисты, как ты, воспринимаются в каждом из этих слов за своего и используются на сто процентов. Например, скажут, что Джон Уолл учился в Кентакки. Но ты хоть и не Джон Уолл, но ситуация такая же. За тебя все делают, а преподносится, как будто бы все нормально. Согласен со мной?
- С этим согласен.
- Ну хоть на это ты выучился.
- Сделай условия в университете хорошими для спортсмена и используй его имя.
- А что спортсмен будет с этого иметь?
- Высшее образование и отсрочку.
- Ты считаешь, что играешь на равных с парнем из Македонии по имени Никола Маркоски, который учится на факультете физико-математических наук?
- Я не знаю, кто это.
На этом нам пришлось закончить разговор. Продолжать выяснять причины и следствия этой ситуации можно бесконечно.
Давайте посмотрим на эту ситуацию с другой точки зрения.
Есть всех пугающая армия, которая нависает над всеми студентами.
Есть некий диплом о высшем образовании, который «должен быть у любого человека».
Есть спортсмен, который не особо приспособлен к жизни в виду своей занятости в спортивном классе (спортивной школе, профклубе).
Тут включается маркетинговое мышление (никогда не думал, что скажу такую глупость).
Если совместить все эти элементы воедино, то можно получить некого потребителя неких предоставляемых в рамках студенчества услуг по избавлению от неудобств и решению вопросов, связанных с высшим образованием.
В ответ есть человек, который умеет играть в баскетбол (волейбол, футбол, мотобол, керлинг и т.д.). Он предоставляет услуги по предоставлению денег в определенные «образовательные студенческие структуры» и «игре» в определенных «студенческих соревнованиях».
Как только эти два звена современной студенческо-спортивно-экономической цепи сходятся, тогда и получается отличная картинка потребителей псевдообразовательных услуг и производителей псевдостуденческого баскетбола.
20 Комментариев
Рекомендуемые комментарии