Нужны ли контрактники в студенческих соревнованиях?
Постараюсь высказывать свое мнение в свете некоторых имеющихся знаний об этом предмете. Есть ли смысл говорить о том, что у вузов не хватает залов, а если они есть, то весьма низкого качества. Например, в одном из московских вузов в конце августа прорвало крышу, и паркет вышел из строя. Таким образом, команда этого вуза потеряла право играть домашние матчи в течение первого круга. А у другого международного вуза уже много лет возникают сложности с перекраской зала под новую (хотя какая она уже новая) разметку. Таким образом, вуз весь год не мог принимать матчи в домашнем зале.
Следующие проблемы – низкие зарплаты тренеров, отсутствие времени для тренировок – известны почему-то только тем, кто с ними сталкивается. А общественные и прочие организации об этом не просто не говорят, а наверняка не хотят говорить. Проще, кажется, сделать красивый ролик о том, как хорошо обстоят дела, и доложить о том, что количество команд значительно увеличилось. Не вижу смысла говорить и об этом.
Я бы хотел остановить свое внимание на том, кто считается студентом и могут ли все категории студентов принимать участие в студенческих соревнованиях.
Студентом в широком понимании этого слова считается человек, который согласно приказу числится в данном вузе. Подобрал именно такую, несколько циничную формулировку, чтобы сконцентрировать внимание на документе. То есть человек, который зачислен в вуз, является студентом. Этого достаточно для того, чтобы быть студентом и принимать участие в любых студенческих мероприятиях, в том числе и спортивных.
В России существуют следующие формы обучения:
-
бюджетная и контрактная (по способу оплаты)
-
очная, заочная, очно-заочная, дистанционная (по характеру и времени посещения занятий)
Плата за обучение давно стала привычным делом для современного высшего образования, а скоро, видимо, только такое и будет. Так что основы образования, заложенные в Ликее и в Академе в Древней Греции благополучно накрываются медным тазом. Но на это пока нам не повлиять.
В любом случае никогда и нигде не было такого, чтобы в соревнованиях принимали участие или бюджетники, или контрактники. И те, и другие находятся в равных условиях, спрос с них одинаков, как на занятиях, так и на спортивных площадках.
Очная форма обучения характеризуется обязательным посещением занятий в дневное время. Правда, в разных вузах это время сильно варьируется. Например, у магистров пары идут с 18 до 21. Назвать «днем» это время как-то не получается.
Заочная форма обучения отличается посещением вуза только на сессии (дважды в год) и на какое-то время до сессии («начитка»). Такой вид обучения характерен для спортивных вузов, в которых учатся члены национальных сборных разных возрастов. «Студенты» постоянно находятся в расположении своих команд, а дважды в год их «привозят» на сессии, где они «сдают» экзамены и зачеты. Кто скажет, что этого не было или нет, тот пусть первый бросит в меня камень. Ну конечно спортсмены «учились» и «учатся» на дневном отделении, но это несколько смешно.
Вечерняя форма обучения характеризуется занятиями с 18 до 21 (обычно такое время, бывает и позже). Так учатся люди, которые работают, более взрослые, более «бывалые». Отношение со стороны преподавателей к «вечерникам» более лояльное.
Дистанционная форма обучения пока еще приживается в России, но весьма популярна в США. Я в свое время изучал эту форму на примере одного из университетов Аляски. Довольно удобный способ, если обладать хорошим интернетом и умениями пользоваться этим самым интернетом. Посещение вуза в данном случае практически сводится к нулю, даже диплом по почте пришлют.
Наверняка есть еще какие-то формы типа индивидуального графика посещений или еще какого-то специфического компромисса, но они не несут существенной нагрузки.
Вопрос, который интересует меня на первом этапе: какая из вышеперечисленных форм обучения позволяет молодому человеку или девушку прочувствовать дух студенчества, постоять в очередях в студенческую столовую, опоздать на пару ну или быть выгнанным с экзамена?
Возможно, данная романтика не имеет отношения к современным реалиям, однако, именно она позволяет понять, учиться ли студент или просто числиться. Безусловно, речь идет о дневной форме обучения.
Вот уже много лет к соревнованиям на Московских студенческих играх допускаются студенты только дневной формы обучения. С формальной точки зрения студенты-«дневники» привязаны в аудитории, к тренировкам и к университету в целом. Разумно, честно и грамотно. Возьмем в качестве аксиомы участие студентов дневной формы обучения в студенческих соревнованиях.
Теперь рассмотрим уровень подготовленности и возможности роста при той или иной форме обучения. Сразу отмечу, что считаю профессионалом ЛЮБОГО ИГРОКА, который имеет контракт или договор с профессиональным клубом. Абсолютно все равно, играет ли он в команде Лиги-из-трех-букв, Высшей Лиги, молодежки или как там они еще называются. Пусть говорят, что «они сидят на скамейках», «они просто числятся» и так далее. Они тренируются с профессиональными тренерами в профессиональных условиях не менее 5 раз в неделю. Сколько на всю Россию или Москву найдется студенческих команд, которые могут себе позволить тренироваться 5 раз в неделю при стопроцентной явке игроков под руководством профессионального тренера? Возьму на себя смелость сказать, что ни одной.
Теперь возникает вопрос, а способны ли студенты, которые, например, приехали из Хабаровска в Москву на учебу, тренироваться и прогрессировать на таком же уровне, как и любой из «профессионалов»? Да, и не забывать при этом учить конституционное право, энтомологию или биохимию. Я уже молчу про то, что в рамках Болонского процесса (кстати, а сами «студенты» в курсе, что это такое?) посещение занятий является обязательным и при определенном проценте пропусков следует автоматическое исключения из вуза?
Теперь вспомним о том, какую систему мы стараемся копировать во многих сферах человеческой деятельности. Назову лишь несколько основных запретов, которые действуют в НСАА (Национальная Студенческая Спортивная Организация, США):
-
игрок, имевший контракт (любой профессиональный контракт) автоматически теряет право принимать участие в студенческих соревнованиях. Более того, речь идет о контрактах на территории любого другого государства. Поэтому ребята и девчонки, которые хотят поехать учиться в США, тщательно скрывают свои контракты (приходилось и с таким сталкиваться). Профессионал (бывший) никогда не сможет играть на студенческих соревнований. Честно. Очень честно.
-
игрок, перешедший из другого вуза, лишается возможности играть на студенческих соревнованиях. Причем, количество переходов игроков в один сезон весьма ограничено. Это мой любимый пункт. Ни для кого не секрет, что в некоторых вузах готовы принять сколько угодно игроков, сделав при этом все необходимые документы. Некоторые команды вообще строятся только по такому принципу. Ну кто против? Принимайте игроков, раз они горят учиться, но год, пусть будут добры, они пропустят.
-
возраст участников строго лимитирован. Причем возраст этот одинаков для всех видов спорта. А у нас как-то получается, что «учатся» заслуженные мастера спорта на тридцать пятом году жизни. Ну учится и прекрасно. Он же хочет учиться и играть с 18-летним выпускником технического лицея из Долгопрудного.
-
количество лет участия в студенческих соревнованиях ограничен 4-мя годами. Отыграл 4 года — спасибо и до свидания. А у нас играли люди по 11 лет с якобы утерянными зачетными книжками и постоянно бравшие академические отпуска.
-
все без исключения игроки обязаны посещать занятия, набирая при этом средний балл (так называемый GPA) не ниже определенной отметки. А вот тут у нас кошмар. Если порыться в зачетных книжках многих наших баскетболистов, то можно многое найти. Но это опять же проблема государства.
В принципе этих правил достаточно для того, чтобы показать неспособность наших современных реалий принять американскую систему на себя. Неспособность или нежелание? Или мы стараемся перенять «их» систему с нашими «поправками»?
Если у нас стоит задача хорошо выступить на Универсиаде, как это случилось в Казани, то не надо строить мечты, что там будут играть студенты третьего курса дневного отделения факультета «Юриспруденция» РГСУ, имеющие 6 процентов пропущенных занятий за семестр и получивший оценку B (87) баллов по предмету «Пенитенциарная система англосаконских стран». Там будут играть «специально обученные люди». Здесь будет уместно сказать, что цель оправдывает средства.
Так какие же цели мы ставим? Чтобы «Москва» хорошо выступила на Универсиаде или где там еще? Тогда давайте обозначим круг команд, которые могут себе это позволить. Например, есть 6 команд, которые «обучают» контрактников, вот они пусть и играют. Я мне интересно играть с командой МЭИ, у которой тренер два года не получает зарплату и работает сквозь призму недовольства руководства. Мне интересно играть с командой МГИМО, игроки которой безумно любят баскетбол, изучая по 3-4 языка. Мне интересно играть с командой МФТИ, где ребята вкалывают ночи напролет, но на все игры приезжают в количестве 12 человек.
Нельзя быть немного беременной и размышлять, как лучше рожать. Искать какие-то дополнительные лазейки для достижения каких-то результатов, в данном случае создания некого продукта под названием студенческий спорт, чревато катастрофическими результатами После рождения ребенка невозможно изменить его пол или набор хромосом. Хотя нет, возможно. Только в результате получится гомункул. А история не знает удачных примеров создания гомункулов.
22 Комментария
Рекомендуемые комментарии