Основы национальной системы детско-юношеского спорта
Блог «Любительский Баскетбол» выходит за рамки одного автора. Уже сейчас с нами связываются люди, у которых «наболело», чтобы опубликовать свои мысли о развитии баскетбола. Недавно нам пришло интересное письмо с видением развития детского спорта. На наш взгляд, письмо немного сумбурное, но есть довольно интересные мысли, с помощью которых можно без дополнительных затрат улучшить систему детско-юношеского баскетбола:
Задача: Построить национальную систему детско-юношеского спорта, ставящую перед собой следующие цели
- Оздоровление и привитие интереса к спорту и здоровому образу жизни.
- Подготовка и воспитание высококлассных спортсменов.
Будем исходить из того, что есть, и из того, что больших денег никто не даст. Даже средних не дадут. Поэтому необходимые суммы будем подсчитывать по мере обсуждения.
Селекционная работа
Как известно, в младших классах все основные уроки – чтение, арифметику, чистописание, какие-то еще - ведет один учитель. Исключение могут составлять только два предмета: физкультура и пение. Были эти уроки в моем первом классе или нет – за давностью лет сейчас не припомню. Да и первоклашек трогать не будем – пусть адаптируются к школе. А вот во втором классе – четко помню и учителя пения с аккордеоном, и учителя физкультуры – незабвенного Ивана Ивановича Ломакина, орденоносца, участника Великой Отечественной войны. Мужик он был классный, но от спорта далек. Открыл для второклашек секцию гимнастики. Для удаленной от центра школы в шахтерском поселке это было новаторство, но моя матушка, опасаясь, как бы сыночек не попал в дурную компанию, посещать эту секцию мне запретила.
К чему это все рассказано? К тому, что здесь мы видим, как минимум, две проблемы – учитель, видя перед собой второклассника ростом на голову длиннее своих сверстников, не сориентировал его на баскетбол и, естественно, не удосужился побеседовать с родителями о необходимости занятий спортом их ребенку. Эту проблему мы можем устранить введением в штаты ДЮСШ должности «тренеров-селекционеров». Задача такого тренера – периодически (раз в неделю, или в декаду, или в две недели) проводить уроки физкультуры во вторых (именно – во вторых!) классах закрепленных за ним школ, для того, чтобы выявить способных и предрасположенных к спорту детей. Пусть это будут «неполные» должности с почасовой оплатой, но они позволят организовать селекционную работу – выявлять способных детей, привлекать их к занятиям спортом и «провоцировать» интерес к спорту у их родителей, друзей и одноклассников.
Тренировки в младших классах
Для третьих-четвертых классов производим реорганизацию уроков физкультуры. Выражается это в том, что дети, отобранные тренерами-селекционерами, занимаются на уроках физкультуры не со своими одноклассниками, а собираются в школе, культивирующей определенный вид спорта и тренируются минимум четыре раза в неделю под руководством тренеров из спортшкол. Кроме этого, дети получают «Дневники индивидуальной подготовки», в которых отмечаются их антропометрические данные, результаты индивидуальной физической подготовки - величина прыжка с места в высоту, бег 60м, кросс 500м и др., результаты медицинских обследований (обязательно!, не реже раза в квартал) и, опять же, обязательно – задания на домашнюю утреннюю зарядку – отжимания, прокачка пресса, приседания и т.п.
Средняя школа – спортклассы
По окончании начальной школы ученики распределяются по классам средних школ. Необходимо использовать это перераспределение для отбора учащихся в спортклассы. Каждая школа должна иметь свой профильный вид спорта и должна иметь вертикальную структуру спортивных классов, например, пусть все «С» классы будут спортивными («А» - обычными, «М» - математическими, «Г» - гуманитарными и т.д. Сейчас буквы присваиваются по алфавиту – изменим это, стоить будет недорого).
Начиная с пятого класса, то есть с 12 лет, дети будут тренироваться уже по два раза в день. Примерный учебный день будет выглядеть так:
- Прибытие в школу к 8:30 или 9 утра. Осмотр состояния детей. Атлетическая подготовка (в том числе бассейн), тренажеры, силовая подготовка (в том числе аир-алерт).
- Занятия по школьной программе.
- Обед.
- Продолжение школьных занятий или подготовка уроков.
- Основная тренировка.
- Убытие домой.
Спортклассы в России уже есть. Нужно только посмотреть, как они функционируют и перенять положительный опыт.
Отдельное внимание необходимо уделить Училищам Олимпийского Резерва (бывшим спортинтернатам) и обычным интернатам. УОРы пока трогать не будем, а интернаты обсудим. Есть интернаты для детей из неблагополучных семей, беспризорников, брошенных детей и т.п. Нам всем очень жаль таких детей, но эти интернаты трогать пока не будем. Есть интернаты для детей из сельской местности, родители которых проживают в населенных пунктах, не имеющих восьмилетних и средних школ. Это – «клондайк» для организации спортклассов в сельских районах.
Старший возраст
По окончании 9-ого класса снова происходит перераспределение учеников – кто-то уходит учиться в ПТУ, кто-то в колледжи и техникумы. Наши спортклассы покинут те, кто покинет школу. Для тех, кто уйдет в ДЮБЛ, но продолжит школьное обучение, график тренировок будет уже определяться профессиональными тренерами ДЮБЛа. Здесь стоит отметить, что систему профильных видов спорта следует распространить и на средние специальные учебные заведения, и на ВУЗы. Например, ВУЗы, не проводящие занятия по физкультуре (а таких очень много!) необходимо лишать лицензий и закрывать. Каждый приличный вуз должен иметь спорткомплекс и высококлассную спортивную команду по рекомендованному виду спорта.
Каждый районный центр, каждый населенный пункт с численностью населения более 50 тыс человек должен иметь ДЮБЛовскую команду. Понятно, что не все они будут конкурировать с ДЮБЛом ЦСКА или Химок, но способные и проявившие себя ребята будут замечены и получат возможность для своего спортивного роста.
Немного о системе соревнований
Проводиться соревнования должны каждые субботу-воскресенье. Единственное исключение, кроме летнего периода, – сентябрь - чтобы вывезти учащихся спортклассов (с 5ого по 9ый) на оздоровительные сборы на море (рекомендую Абхазию, чистейшая теплая вода, доброжелательные люди, недорогое размещение и питание. Единственный минус – тяжело выходить из воды, так как пляжи галечные). Можно заранее оговорить наличие баскетбольной площадки, пляжной лестницы и «загона» для купания детей, послать бригаду для их оборудования. Но это все потребует денег. Сборы начинать в начале-средине августа. Можно с начала августа в ДОЛах (Детский Оздоровительный Лагерь – бывшие пионерские лагеря), а в сентябре свозить детей на море. Все обязательно должны уметь плавать – и тренеры, и учащиеся. Для легкоатлетической подготовки можно привлечь школьных учителей, соображающих в легкой атлетике, или спортсменов-легкоатлетов, ограничив силовые упражнения детей только упражнениями с собственным телом без отягощений. Обязательно включить «аир-алерт».
Начинать соревнования можно через неделю после окончания программы «Аир-алерт». Вначале какие-нибудь первенства, посвященные Дню Примирения (к 4-7 Ноября), потом предновогодний турнир, затем на новогодних каникулах какой-нибудь новогодний турнир на вылет с вручением Кубка Кремля. После новогодних каникул – абсолютное первенство России по подобию советских времен – первенство района, по его окончании сборные районов проводят первенство города, сборные городов проводят первенство области, сборные областей проводят первенства регионов, сборные регионов играют финал первенства России среди школьников. Параллельно школьным соревнованиям нужно проводить первенство России среди ПТУ, средних специальных учебных заведений и ВУЗов (которое проводит АСБ). По поводу АСБ – привести правила и регламент в соответствие к международным требованиям. Категорически запретить участие в детско-юношеских, школьных и вузовских соревнованиях игрокам, побывавшим в составах клубов высшей лиги, суперлиги и ПБЛ. Ограничить возраст игроков АСБ 25 годами.
Звания школьникам
За победу в первенстве России среди 11х классов присваивать 1й взрослый разряд, за 2ое место – 2й, за 3е место – 3й.
За победу в первенстве России среди 10х классов присваивать 2й взрослый разряд, за 2ое место - 3й, за третье место -1й юношеский.
За победу на первенстве России среди 9х классов присваивать 1й юношеский разряд, за второе место - 2й, за 3е – 3й.
Очевидно без расчетов, что для внедрения этой системы понадобится не так уж много денег. Более трудно будет добиться другого – доброй воли Министерства образования РФ и Министерства спорта РФ. Потому как на местах даже при наличии приказов будет нужен жесткий контроль за их исполнением, до тех пор пока система не заработает в полную меру и чиновники не поймут, что за срыв тренировочного и соревновательного процесса они будут нести строгую ответственность вплоть до увольнения.
Тренерами должны быть не вчерашние студенты, а опытные баскетболисты.
Зарплата детского тренера сейчас мизерная. Для того, чтобы привлечь к тренировочному процессу бывших игроков суперлиги и высшей лиги, необходимо обеспечить им уровень з/п в 25-35 тыс руб в зависимости от уровня команды и квалификации тренера (спортсмен отыгравший десяток сезонов в суперлиге и спортсмен, отыгравший десяток сезонов в высшей лиге имеют различный стартовый уровень тренерской квалификации). Кроме этого, можно приглашать на работу в качестве тренеров бывших спортсменов при условии предоставления им беспроцентных ссуд на приобретение жилья.
Возвращаясь к грустному
Все это надо делать в государственном масштабе, а государство у нас, как известно, сейчас больно. Здоровье нации – понятие туманное, и кто этим озаботится – неизвестно, и когда – непонятно. Может вообще никто и никогда не озаботится. Но это не значит, что об этом нужно молчать. Об этом нужно кричать!
Подводя итоги:
Если удастся убедить чиновников во внедрении этой системы, то начать процесс можно будет уже в этом году. Оповестить тренеров ДЮСШ и обзвонить команды суперлиги и высшей лиги, узнать, кто из спортсменов завершил свою игровую карьеру и предложить поработать тренерами-селекционерами. Поставить задачи и начать работу. Система не требует строительства дополнительных спорткомплексов – только организационно-штатные мероприятия и творческий ответственный подход.
20 Комментариев
Рекомендуемые комментарии