Кто открыл Майкла Джордана?
Сегодня Майкл Джордан – икона, символ. Но было время, когда о нем никто ничего не знал.
Наследие Майкла
Бывший студент университета Северной Каролины и названный в числе "All-American" стал самым великим игроком в истории НБА. И спустя десятилетие после его завершения карьеры он остается самым узнаваемым атлетом. Но в начале лета 1980 года Майк Джордан была обычным молодым баскетболистом, но Дин Смит и его скауты уже положили глаз на одаренного молодого человека. К сожалению для Tar Heels (прозвище штата Северной Каролины), Джордан не смог долго держать свой секрет в себе. К концу августа 1980 года Джордана уже называли одним из самых перспективных игроков. Еще несколько недель назад Смит имел у себя козырь в кармане, а теперь о нём узнали все. И это была ошибка Роя Уильямса. "Я сделал ошибку, и всегда помнил об этом после" - недавно рассказал Уильямс.
Ныне главный тренер Северной Каролины, тот же Рой, теперь уже может посмеиваться над тем случаем, но тогда ему было не до смеха. Конечно, всё хорошо закончилось. Майкл оказался в UNC, и в 1982 году подарил титул чемпиона NCAA своему учебному заведению, попутно трижды приводя свою команду к вершине конференции ACC. Джордан оставил после себя огромное наследство, благодаря которому эта баскетбольная школа до сих пор остается привлекательной для молодых дарований. Звездный второкурсник Северной Каролины Харрисон Барнс говорит, что всю жизнь восхищался Джорданом и только поэтому выбрал именно этот университет. Однако, ошибка Уильямса стоила Смиту и его штату нескольких тревожных моментов. А сам молодой помощник тренера оказался в тот момент в неудобном положении. С другой стороны сложно обвинять Роя, если учитывать тот факт, что он в первую очередь учитывал интересы молодого игрока, чем интересы своих работодателей.
Удивление Гиббонса
С течением времени непонятно, как Джордан так долго оставался в тени. В качестве второкурсника он был отцеплен из Laney High School. После того разочарования MJ очень сильно изменился. Даже если учитывать его антропометрию, когда его рост увеличился с 156 до 192 см. Он был очень худым, но при этом демонстрировал выдающийся атлетизм.
Боб Гиббонс, молодой обозреватель юных талантов из Ленуара (Северная Каролина) представлял Джордана летом 1979 года. "Бобби Креминс в то время был тренером Appalachian State и в тренировочном лагере пригласил к себе команду Laney" - говорит Гиббонс. "Я очень хорошо знал Бобби, он подозвал меня и сказал: "Боб, у них есть такой паренек, ты сам себе не поверишь, когда увидишь". Гиббонс был ослеплен своей первой встречей с будущим членом Зала Славы. "Я встречал игроков ростом 192 со взрывчатыми спортивными способностями. Но что произвело на меня самое большое впечатление былo то, когда Бобби представил мне Майкла и он спросил: "Мистер Гиббонс, что нужно для того, чтобы стать лучшим игроком?". В это есть весь Майкл Джордан - он всегда хотел улучшать свое мастерство. Даже в более зрелые годы в НБА он трудился еще упорнее, чем когда был новичком".
Гиббонс завоевал бы себе громкое имя после открытия Майкла, но летом 1979 года он был относительно неизвестным обозревателем с малочисленной аудиторией. И даже он признает, что на тот момент не понимал, что в тот момент он повстречал, возможно, самого великого игрока за всю историю. "Я написал о том, какая у него хорошая перспектива, но у меня было только несколько сотен читателей и малочисленная региональная аудитория".
Северная Каролина доверяется своим
После того, как пост главного тренера университета UNC занял Дин Смит, он решил набирать отечественную молодёжь, т.е. из ближних регионов. Боби Джонс из Шарлотт, Боб МакАду из Гринсборо, Фил Форд из Роки Маунтс и Джеймс Уорти из Гастонии. Были, конечно, и поражения при наборе новичков, когда Дэвид Томпсон из Шелби (на тот момент любимый игрок Майкла) и Томми Бурлесон из Эвери Кантри выбрали "NC State". А Джон Лукас из Дюрэма и Бак Уильямс из Роки Маунтс пошли в Мэрилэнд. Это было в 70-х годах.
После того, как помощник Смита Билл Гатридж просмотрел Майкла, он сказал Дину, что у Джордана невероятная скорость и очень длинные руки, но также добавил, что он нуждается в хорошем тренере. Смит решил добавить Джордана к своему списку рекрутов. Молодому помощнику тренера Рою Уильямсу он поручил написать Джордану, чтобы побудить юношу посещать летний лагерь UNC. Также главный тренер, который знал, что конкуренты из Дьюк и Северной Каролины Стeйт еще не наткнулись на Майкла, попросил свой штат не упоминать имя молодого дарования. (Сегодня, тренеры учебных заведений не имеют права говорить СМИ о тех, на кого положили глаз, а в 1980 году было не только законно, но и часто практиковалось).
Болтун Уильямс
Уильямс сделал одно исключение, рассказав о Майкле своему другу Брику Эттингеру, который писал о рекрутах в The Poop Sheet (сейчас ACC Sports Journal)."Рой сказал мне, что я должен держать это в секрете, потому что тренер Смит не хотел бы делиться этим с прессой. Он сказал мне, что в Лэйни есть парень по имени Майк Джордан. Тренер Гатридж видел его три раза. Он как никто другой делает данки с разворотом на 360 градусов".
Эттингер тут же захотел проверить информацию на деле, и приехал на ближайшую игру Лэйни. "Я пошел на эту игру с тремя друзьями. Лэни выигрывали +20 и даже +30. Джордан был просто невероятен. Я написал в нашем следующем выпуске (февраль 1980): "Вероятно, вы не слышали имя Майка Джордана, но он обладает лучшей комбинацией атлетизма, баскетбольных навыков и нематериальных активов среди всех защитников средней школы, которых я когда-либо видел".
НОЧНАЯ СЕНСАЦИЯ
Но даже после просочившихся новостей Джордан оставался относительно неизвестным. Тренер Смит всячески хотел удержать его, даже при том, что он выделялся среди других в тренировочном лагере UNC. Вспоминает Уильямс: "Очень немного людей тогда знали о нем. Но когда Майкл приехал, он просто уничтожил всех в лагере". Что произвело на Смита и его штат самое большое впечатление, это голодные до тренировок глаза Джордана, он хотел стать всё лучше и лучше.
"Однажды ночью во время тренировочного лагеря UNC, Попс сообщил мне, что Майкл получил приглашения из лагерей Five-Star и BC camp" – вспоминает Рой Уильямс. "Попс" - это Клифтон Херринг, тренер Джордана в средней школе Laney. Эти два лагеря, о которых упомянул Херринг были национального масштаба. Боб Гиббонс говорит: "Не забывайте, это было еще до интернета, и эти два лагеря были единственным местом, через которые можно было прославиться на всю страну".
Такой алмаз в кармане не утаить
"Он спросил меня, что я думал на этот счет. Я ответил: "Я думаю, что он должен туда поехать. Это будет хорошим тестом для него. Если бы передо мной стоял такой выбор, я бы точно туда поехал." Я думал, что для него это пойдет только на пользу, потому что там очень хороший в плане обучения лагерь. Там не проводят игр, там преподают баскетбол. Поэтому я сообщил Ховарду Гарфинклю – представителю лагеря "Five-Star", что Майкл к ним приедет, он получит удовольствие от работы с Майклом, как с игроком".
Смит же сказал Уильямсу, что будет лучше, если Джордана там не светить. Но Рой настаивал на своем, что так будет лучше для Майкла и его семьи. Худшие страхи Смита оправдались – Джордан стал MVP первой сессии лагеря, а не стал во второй лишь потому, что по правилам того лагеря, один игрок не может стать двукратным лучшим игроком. Как вспоминает Эттингер: "Джордан получил семь премий за эти две сессии".
Позже Гарфинкель оценил Джордана, как одного из 10 лучших перспективных игроков своего года. По его мнения, Майкл был вторым после новичка Джорджтауна Патрика Юинга. Гиббонс же называл первым Джордана, а Юинга ставил только после будущей легенды. "Я видел его школьные игры и вот я увидел его в этом лагере. Вы не представляете себя, как я всех удивил, что ставил Джордана выше Юинга" – сказал Гиббонс. Но после этого многие тренеры узнали о таланте Майкла. У Смита появились серьезные конкуренты. Бывший тренер Дьюк взял с собой Майкла на встречу с губернатором, тренер Северной Каролины Стэйт Джим Вальвано включил свое очарование и начал давить на то, что в этом университете учился кумир его детства Дэвид Томпсон. В Мэрилэнде нашли причину, что это место ближе (чем Чэпел Хилл) к его родному Уилмингтону.
Но Майкл в конце концов выбрал UNC. Гиббонс же думает, что у Смита на самом деле не было поводом для волнения, Майкл и его семья очень любили «Северную Каролину». Одной из причин, почему Джордан не дрогнул бы, была та самая «ошибка» Уильямса – родные Майкла полагали, что таким образом именно Уильямс раскрыл талант Джордана. "Папа Майкла всегда был очень благодарен нам" - вспоминает Уильямс. И действительно, чтобы выразить свою благодарность Рою, отец Джордана вручную изготовил печь для дома молодого помощника тренера. Он сделал бы ему новую печь в каждом доме, куда бы Уильямс ни переехал.
Его отказывались признавать
Но поступление Майкла в Северную Каролину осталось в тени того, что в тот же день в команду был принят разыгрывающий защитник Линвуд Робинсон, которого называли вторым Филом Фордом. Робинсон украл первые полосы газет у Джордана. Всех кроме Дарема, чей спортивный обозреватель Кит Драм присутствовал в лагере "Пять Звезд" и вживую видел, как Джордан доминировал над всеми самыми перспективными игроками. Он был уверен, что подписание Джордана было безусловно более важным, чем приход Робинсона. Интересный факт, что позднее Драм два десятилетия отработал скаутом НБА.
В тот период Джордан был жертвой некоторых любопытных упущений, которые смутили общественность, тогда публика была не настолько опытной и осведомленной, как сейчас. Street and Smith's Yearbook – в то время единственная предсезонная публикация студенческого баскетбола не включила Майкла число главных перспективных игроков, редактор газеты позднее писал, что его помощники не включили Майкла в 20 лучших новичков Северной Каролины.
После сезона 1980-81 Associated Press выбрали База Питерсона из Эшвила игроком штата, а не Майкла Джордана. Позже Питерсон, который позже проживал с Майклом в одной комнате студенческого общежития и стал одним из его лучших друзей, всегда смущался этого голосования.
Даже несмотря на то, что в игре лучших школьников McDonald's 1981, которая проходила в Канзасе, Майкл набрал 30 очков, включая два победных штрафных броска за 11 секунд до конца игры, 6 раз перехватил и 4 раза ассистировал партнерам, его не признали лучшим игроком матча. Итоги голосования поделили звание MVP между Адрианом Брэнчем и местным фаворитом Обри Шерродом.
6 Комментариев
Рекомендуемые комментарии