Баскетбол! Не проходите мимо!
Современная НБА – это не только баскетбол. Посещая матчи, зритель помимо самой игры видит десятки атрибутов, которые, как правило, её сопровождают: различные шоу во время перерывов, выступления девушек из групп поддержки, талисманы команд, всевозможные конкурсы и т.д. По сути, все эти элементы сейчас выполняют второстепенные функции, главной из которых является развлечение болельщиков во время игровых пауз. Но раньше, когда уровень популярности баскетбола не мог сравниться и с десятой частью того, что мы имеем сегодня, внеигровые развлечения и яркие, сопровождающие игру, детали выполняли важнейшую роль – завлечение людей на матчи.
Как ни странно, наиболее интересные и инновационные идеи, перекочевавшие в наше время, были придуманы не в НБА, а в её прямом конкуренте – АБА.
Американская баскетбольная ассоциация – профессиональная баскетбольная лига, существовавшая параллельно с НБА в период с 1967 по 1976 год. Пытаясь вырваться вперед в гонке за популярность с чопорной и немного скучной НБА (с 1959 по 1969 только один раз «Бостон» не праздновал победу в чемпионате), менеджеры АБА пытались всеми мыслимыми и немыслимыми способами переманить зрителя к себе. Результатом этого стали необычные и местами дикие для современного обывателя находки. О них и пойдет речь.
***
Сейчас этим мало кого удивишь, но в начале 70-х девушки в одних только купальниках произвели фурор. «Ballgirls», представлявшие «Майами Флоридианс», были, пожалуй, более известны, чем сам баскетбольный клуб. Кроме стандартных танцев девушки также отвлекали оппонентов во время пробития штрафных, подавали мячи и активно заигрывали с сидящими на трибунах болельщиками. Помимо прочего, девушки колесили по стране с командой, принимая участие не только в домашних, но и в выездных матчах.
Идея с привлечением представительниц прекрасного пола получила своё развитие в Кентукки. Организаторы матчей местных «Полковников» пригласили на работу девушек, «засветившихся» в популярном и тогда журнале «Playboy». Сказать, что фокус удался – ни сказать ничего: аудитория и без того популярной команды (цвета Кентукки защищали такие звезды как Дэн Иссел и Артис Гилмор) увеличилась почти в полтора раза.
Отдельного внимания заслуживают талисманы команд того времени. В АБА роль маскотов играли не огромные куклы, которых мы привыкли видеть в наши дни, а люди в довольно-таки нелепых костюмах. Так, во время второго матча финала западного дивизиона 1975 года играемого против «Денвер Наггетс», «Индиана Пэйсерс» презентовала своё секретное оружие – танцующего Гарри (на фото слева). К удивлению переполненной денверской арены и самих «самородков» на площадку выбежал мужчина в абсолютно дурацком костюме и начал «накладывать чары» на соперников своей команды. Магия танцора сработала и «Индиана», которая, к слову, считалась явным аутсайдером, выиграла матч.
К пятой игре счет в серии оказался равным, и менеджеры «Денвера», посчитали, что в неуверенной игре лучшей команды чемпионата виноват именно маскот их соперников. Решение проблемы было гениально простым: в противовес танцующему Гарри денверцы наняли Роботу, «Злую ведьму Запада» (на фото справа). Однако «проклятия» нового талисмана не подействовали на игроков «Пэйсерс» – «Наггетс» сначала уступили в пятой встрече, а потом проиграли и всю серию.
Одним из наиболее распространенных приемов завлечения публики была организация всевозможных развлекательных программ в перерыве между первой и второй половиной матча. Они, собственно говоря, и стали прообразом для современных halftime show.
За девять лет существования лиги «мыслители» из разных клубов придумали немало интересных вещей. К примеру, организаторы домашних матчей той же «Индианы» прямо на паркете устраивали конкурсы по дойке коров. Такие состязания, наверное, должны были подчеркнуть принадлежность команды к деревенскому штату и придать играм местного колорита. Менеджерами «Пэйсерс» было придумано и другое шоу, которое, пожалуй, затмило все предыдущие попытки клубов заинтересовать зрителя чем-нибудь необычным.
2 апреля 1975 года в большом перерыве каждый желающий мог попробовать свои силы в драке с настоящим медведем. Топтыгин, с грозным для американского уха именем Виктор, в тот вечер отработал свою программу на пять с плюсом, воплотив все обещания организаторов в жизнь. Единственным пострадавшим оказался центровой «иноходцев» Боб Нетолики, которому мишка порвал разминочную кофту.
(Прямую отсылку к этому представлению можно найти в фильме Уилла Феррелла «Полупрофессионал»)
Свой вклад в популяризацию лиги вносили и игроки. Джон Брискер, талантливый свингмэн из «Питтсбург Кондорс», был для АБА тем, кем для НБА впоследствии стали Деннис Родман и Рон Артест, – эпатажным плохим парнем. Перед стартом сезона 1971-72 Брискер на одной из пресс-конференций пообещал, что станет лучшем бомбардиром по итогам каждой отдельно взятой игры, а игрок, который ему в этом помешает, будет лично им нокаутирован.
До определенного момента Брискеру удавалось оставаться лучшим скорером, но отыграть весть сезон на столь высоком уровне – задача сверхсложная. В одном из матчей Вилли Вайсу, форварду «Юта Старс», удалось свести счёт набранных Брискером очков до жалких четырех пунктов. Последний выполнил данное им ранее обещание и, начав с Вайса, успел передраться с половиной команды из Солт-Лейк-Сити. После строгих санкций задиристый баскетболист больше не устраивал подобных выходок, зато на всех последующих матчах между «Питтсбургом» и «Ютой» распродавались все билеты, а сам Брисекр получил звание «чемпиона АБА в супертяжелом весе».
(Жажда приключений в конечном итоге сгубила Джона Брискера. В 1978 году, после завершения карьеры, в качестве наемника он отправился в Уганду, где пропал без вести. В 1985 его официально признали мертвым)
Помимо описанного выше, у АБА была ещё одна отличительная черта, которая выделяла молодую лигу среди остальных. Этой особенностью была мода. Мало кто из игроков, тренеров и менеджеров придерживался официального стиля. Расклешенные штаны, пестрые пиджаки и рубашки с огромными воротниками стали визитной карточкой ассоциации. Если в НБА какой-нибудь Уолт Фрейзер считался чуть ли не образцом гламура, то на фоне представителей АБА он был всего лишь «одним из многих». Тот же Ларри Браун, аккуратный и строгий имидж которого является эталонным для тренера в наше время, в 70-х годах был похож на кого угодно, но только не на руководителя профессионального спортивного клуба.
Креативной в АБА была не только повседневная одежда, но и спортивная. Так, для того, чтобы неосведомленному зрителю было понятно, что на площадку выходит звездный игрок, на тренировочных кофтах вышивались заслуги одетого в неё исполнителя.
Бывали случаи, когда уникальным облачение спортсменов становилось в результате ошибки. Например, упомянутый уже Ларри Браун, ещё будучи игроком, выходил на паркет в майке, задняя часть которой была украшена странной фамилией «BROUN».
На одежде мода не заканчивалась. Неотъемлемой частью стильного образа среди чернокожего населения в 70-х считались объемные прически или «афро». Естественно, это веяние не могло пройти мимо баскетбольной ассоциации, состоявшей преимущественно из игроков с темным цветом кожи. «Афро» быстро набрало популярность в АБА, «окутав» головы Джулиуса Ирвинга, Артиса Гилмора, Дарнелла Хиллмана и многих других игроков.
5 Комментариев
Рекомендуемые комментарии