ЗАРПЛАТЫ,ДОХОДЫ И РАСХОДЫ НБА
67 проголосовавших
-
1. Как вы считаете ,Сможет ли Лига, в следующем году избежать локаута?
-
Да42
-
Нет25
-
0
-
- Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для возможности голосования в этом опросе.
Исотчник: www.rubasket.com
При Дэвиде Стерне случилось два кризиса, связанные с коллективным договором, олицетворяющим еще один закон существования Национальной баскетбольной ассоциации. про который необходимо рассказать. И начать придется, видимо, издалека, — с того. как из года в год росла зарплата баскетболистов в НБА. Я уже упоминал, что в первые сезоны была уравниловка и средняя зарплата каждого игрока НБА составляла 970 долларов в месяц. То есть игроки зарабатывали за сезон от 6 до 7 тысяч долларов — очень неплохие деньги для 1948 года, с таким доходом можно было не работать где-то еще. С появлением звезд ситуация изменилась. В 1964 году Уилт Чемберлен стал первым игроком НБА, перешагнувшим рубеж ста тысяч долларов за сезон.
На следующий год владелец «Бостон Селтикс» с помпой объявил, что новая зарплата Билла Рассела (а противостояние Чемберлен — Рассел длилось столько лет, сколько они оба играли в НБА) будет составлять 100 тысяч и 1 доллар, давая таким образом понять, что Рассел лучше Чемберлена. Кстати говоря, Чемберлен устанавливал индивидуальные рекорды не только по результативности и подборам, но и по гонорарам: при переходе из «Филадельфии-76» в «Лос-Анджелес Лейкерс», а это случилось летом 1968 года. Чемберлен вновь поднял планку рекордов НБА, подписав трехлетний контракт на 750 тысяч долларов в год, или 250 тысяч за сезон. Тут уже никто не мог с ним соперничать. Но в 1970 году в Лигу пришел Лью Алсиндор — Карим Абдул-Джаббар, который стал получать более 350 тысяч долларов в год — гигантские деньги по тем временам. В газетах тут же появились статьи о правомерности таких огромных зарплат баскетболистов НБА. получающих больше, чем президент США. Именно так на контракт Лью Алсиндора отреагировала, например, «Нью-Йорк Таймс». А ведь Лью Алсиндор родился в Нью-Йорке, в семье полицейского, феноменального патриота Нью-Йорка, мечтавшего, чтобы его сын играл за «Нью-Йорк Никс». Но правила драфта незыблемы. А в том сезоне, когда Лью Алсиндор подписывал контракт с НБА, две команды заняли последнее место: худший показатель у «Финикса» и у «Милуоки», 18 побед за сезон, и между ними бросали жребий. Повезло представителю «Милуоки» Лэрри Костелло. Так великий Карим Абдул-Джаббар оказался в «Милуоки».
По системе прогрессивного налогообложения в США нижней границей дохода, подпадающего под налог на избыточную прибыль, был миллион долларов. И очень долго зарплаты игроков НБА не составляли миллиона. Так, например, Спенсер Хей-вуд в 1971 году подписал контракт на 999 999 долларов. Один сезон он был самым высокооплачиваемым игроком в Лиге, в составе команды «Сиэтл Суперсоникс». Однако вскоре границу миллион долларов перешли сразу несколько игроков.
Естественно, суммарная зарплата игроков влияла на бюджеты клуба. Ведь в затратную часть бюджета входили также расходы на форму, на аренду залов, на перелеты из города в город. Доходная часть в те годы складывалась в основном из выручки от продажи билетов. И какой бы смехотворной ни казалась цена билетов того времени по сравнению с днем сегодняшним, все-таки 25 — 50 долларов за лучшие места в зале могли платить только богатые американцы. Аналогичная ситуация была и с абонементами. Если, скажем, Джек Николсон, облюбовавший в «Форуме» места в первом ряду напротив скамейки запасных «Лос-Анджелес Лейкерс», заплатил в 2001 году за сезонный абонемент для себя и друзей (он никогда не ходил на матчи один) приблизительно 200 тысяч долларов, то в прежние времена такой абонемент обошелся бы ему в 20 тысяч. И опять же. лишь очень немногие могли себе это позволить. Конечно, в Нью-11ор-ке и в Лос-Анджелесе богатых людей было достаточно много. Но совсем другая ситуация наблюдалась, допустим, в Милуоки или Портленде (штаты Висконсин и Орегон), где средний доход населения гораздо ниже, чем в штатах Нью-11орк и Калифорния. Получалось. что команды мультимиллионеров, для которых это были имиджевые проекты, могли особенно не волноваться об убытках, поскольку владельцы просто дотировали их. Но многим клубам приходилось существовать на те деньги, которые они заработают. А контрактов с телевидением тогда еще не было. Действующая схема перераспределения денег в НБА очень проста: 20 процентов от суммы контракта идут на содержание директората НБА, а 80 процентов распределяется поровну между всеми клубами, входящими в Ассоциацию. При изначальной сумме в 800 тысяч долларов и 14 командах, входивших тогда в Лигу, получалось по 50 — 55 тысяч долларов на каждый клуб. Это капля в море. На эти деньги существовать было невозможно. Поэтому Лига всегда выступала против сверхдоходов своих игроков. Но как-то изменить эту ситуацию удалось только Дэвиду Стерну. В конце 80-х годов он ввел революционную новацию — потолок командной заработной платы. составлявший 10 миллионов долларов, которые команда была вольна перераспределять между своими игроками как угодно. То есть можно было 9 миллионов отдать звезде. а миллион делить на остальных 11 человек, или перераспределить более равномерно — по желанию клуба. В связи с этим хочу еще отметить, что Лэрри ОБрайен. а вслед за ним и Дэвид Стерн дошли до того, что бухгалтерия всех клубов НБА с 1975/76 года стала абсолютно прозрачной — ни черного, ни серого «нала», никаких доплат в конвертах, все это полностью исключалось.
С конца 1980-х годов в каждом клубе был один игрок, чья зарплата не входила в общую сумму. чью зарплату НБА не контролировала и не хотела контролировать. Если кто-нибудь считал, что Лэрри Бёрд стоит 10 миллионов долларов в год, то платить ему столько или не платить, было делом клуба и зависело от возможностей клуба. Первое исключение из правила потолка заработной платы получило название «поправка Лэрри Бёрда». А второе исключение носит имя Майкла Джордана.
В какой-то момент суммарные доходы Джордана, напрямую не связанные с выступлением на баскетбольной площадке, в десять раз превысили его доходы от баскетбола. Да. он был самым высокооплачиваемым игроком в команде «Чикаго Буллз», но рек- ламные и прочие контракты приносили ему около 150 миллионов долларов в год, а за то. что он играл в баскетбол, ему платили всего пять с половиной миллионов. Естественно. Джерри Крауз, генеральный менеджер «Чикаго Буллз», и владелец команды Джерри Рейнсдорф задумались: как им заинтересовать Майкла Джордана в том. чтобы он продолжал свою сверхуспешную карьеру'- Ведь с Джорданом прибыли «Чикаго Буллз» возросли многократно. Только благодаря тому, что Джордан играл в «Чикаго Буллз», местный региональный телевизионный контракт этого клуба был самым выгодным в Лиге. И это несмотря на существование таких медиацентров, какие были у «Лос-Анджелес Лейкерс» и «Нью-Йорк Никс», где больше телевизионных каналов, есть конкуренция и стоимость минуты рекламы гораздо выше, чем на телеканале в Чикаго. Иными словами, Майкл Джордан приносил реальную прибыль своему клубу. И тогда Джерри Крауз обратился к Дэвиду Стерну с просьбой сделать второе исключение из правила потолка заработной платы. Через год, в 1994-м, владельцы клубов согласились, и заработная плата Майкла Джордана увеличилась с пяти с половиной до 22 миллионов долларов в год. От такой суммы, даже при условии миллиарда долларов общих доходов Джордана за тот год, он уже не смог отказаться.
Введение потолка заработной платы, безусловно. благотворно сказалось
на положении клубов НБА. Возьмем, к примеру, владельца «Лос-Анджелес Лейкерс» Джерри Басса. Успешнейший торговец недвижимостью в регионе, где цены на нее — одни из самых высоких в Америке, он, естественно, мультимиллионер. Ему все равно, какие зарплаты получают его игроки и приносит ли его клуб прибыль. Это лишь 2,5 процента от его бизнеса. Если «Лос-Анджелес Лейкерс» выигрывает, Джерри Басс — самый счастливый человек в мире и ему плевать на убытки.
Именно против таких владельцев и было направлено правило потолка заработной платы. Ведь Джерри Басс мог позволить себе скупить десять самых талантливых игроков НБА — Майкла Джордана, Патрика Юинга, Лэрри Бёрда, Мэджика Джонсона и других — и заставить их играть в одной команде за сумасшедшие деньги. Исчезла бы конкуренция. Понятно, что Лиге нужно было уберечь от этого. Нововведение Дэвида Стерна позволило равномерно распределять талантливых игроков по всем клубам НБА. поддерживая таким образом их конкурентоспособность. Например, Коби Брайант сейчас на пике своей карьеры в «Лос-Анджелес Лейкерс». С ним заключен контракт, допустим, на 7-8 лет. Но через три года у него начнется естественный физиологический спад. А контракт по-прежнему будет очень высокий. Это неизбежно приведет к спаду всей команды «Лос-Анджелес Лейкерс». Рано или поздно «Лейкерс» скатится на дно и получит возможность заключить на драфте контракт с самым выдающимся новичком сезона, благодаря чему вновь сможет претендовать на самые высокие места. Такая вот получается синусоида
движения каждой команды от вершины ко дну и обратно. Никакой гегемонии одного клуба, как бывало до введения потолка заработной платы — достаточно вспомнить 11 чемпионств «Бостон Селтикс» за 13 лет. Собственно говоря, одной из задач нового правила и было уничтожение такой гегемонии. Ведь если, скажем, «Бостон» будет выигрывать 28 первенств из 30, то где-нибудь в Новом Орлеане или Солт-Лейк-Сити люди просто перестанут ходить на баскетбол. А продукт, который продает Национальная баскетбольная ассоциация — развлечение под названием баскетбол, — требует, чтобы интерес к баскетболу был везде и местные телекомпании стремились транслировать матчи НБА напрямую.
Средняя зарплата игрока НБА в сезоне 2005/06 достигла двух миллионов долларов.
9 Комментариев
Рекомендуемые комментарии