Почему в НБА нельзя драться, или история о том, как Кермит Вашингтон ударил Руди Томьяновича
Среди всех североамериканских спортивных лиг, НБА имеет одни из самых строгих наказаний за драки во время матчей. Например, в бейсболе чуть-ли не каждую неделю все игроки какой-нибудь команды покидают скамейку запасных и бегут на поле, чтобы принять участие в разборках. Иногда до драки дело и не доходит, но в НБА игрок получает удаление на следующую игру, если покинет скамейку запасных самовольно. Игрока так же удалят за то, что он попытается ударить соперника, даже если он промахнется. Так почему же в НБА нет «красивых» драк, а в последние годы баскетболисты и вовсе перестали «выяснять отношения, как мужчины». 9 декабря 1977-го года произошел эпизод, после которого лига была вынуждена ужесточить правила касательно потасовок между игроками.
Руди Томьянович и Кермит Вашингтон
Руди Томьянович – дважды легенда Хьюстон Рокетс. С 1970 по 1981-й год он выступал за клуб под 45-м номером. На его майке, вместо фамилии, содержащей 11 букв, было написано «Rudy T». Он четвертый в списке самых результативных игроков Хьюстон Рокетс. Его номер был выведен из обращения, вскоре после заверения игровой карьеры, после которой он работал тренером, принеся Хьюстону два чемпионских, а США золотые медали на Олимпиаде-2000 в Сиднее.
Кермит Вашингтон же в основном известен по эпизоду, который будет описан в следующем разделе. У него было тяжелое детство, в три года мать и отец развелись, после драки. Опеку над детьми взял отец. Однако его мать, страдающая биполярным расстройством, вскоре забрала его и старшего брата и отправилась с ними в поездку, к которой была плохо подготовлена. Отчаянно пытаясь найти деньги, чтобы прокормить детей, она обратилась к бывшему мужу, который в итоге забрал детей обратно. Однако вскоре его и старшего брата стали передавать различным родственникам по обе стороны семьи.
В итоге Вашингтон был чрезвычайно застенчивым в молодости. Всё своё детство Кермит ненавидел школу, часто пересдавал предметы летом, а в футбольной команде школы он играл только лишь для того, чтобы иметь друга, с которым он ходил домой ночью, поскольку он боялся ходить в одиночестве в темноте по улице.
В средней школе его рост был 196 см, но он весил всего 68 кг. После того, как учитель по биологии Барбара Томас похвалила его несколько раз, Кермит заинтересовался этим предметом. Позже Томас стала его домашним учителем и заставила взяться за ум во всех предметах. Так что к концу школы он был одним из самых прилежных учеников.
В баскетболе он не показывал никаких успехов. Но после того, как мачеха сообщила ему, что сразу же после школы его выгонят из дома, он стал тренироваться по три часа в день, и проложил себе путь в колледж, получив спортивную стипендию в American University в Вашингтоне (округ Колумбия). В колледже он был дважды лучшим во всем первом дивизионе NCAA по подборам. Кроме того, он последний игрок, которому удалось в среднем набирать в первом дивизионе больше 20 подборов за игру.
На драфте он был выбран под пятым номером клубом Лос-Анджелес Лейкерс. Перед сезоном 1977-78 журнал Sports Illustrated посвятил выпуск большим игрокам лиги. В журнале было фото Кермита в боксерской позе с подписью «Никто, никто не может обижать моих одноклубников».
Удар
В Форуме был матч между местными Лейкерс и Хьюстон Рокетс. В начале второй половины матча защитник Лейкерс Норм Никсон совершил бросок. Центровой Рокетс Кевин Куннерт и мощный форвард Лейкерс Кермит Вашингтон боролись за отскок, который в итоге забрал Куннерт и скинул на одноклубника, который побежал в нападение. Схватка под кольцом была более жесткая, чем обычно. Карим Абдул-Джабар так же был вовлечен в эту борьбу, и остался недовольным действиями игрока Хьюстона. Когда я пишу о недовольстве Карима, следует понимать, что несколькими месяцами ранее Джабар сломал свою руку ударом в челюсть Кента Бенсона, который во время подбора ударил Карима в живот. Кермит задержался на своей половине, чтобы проследить, чтобы с одноклубником не произошло ничего плохого. Куннерт бежит в отрыв, но Кермит хватает его за шорты, чтобы задержать на своей половине. Куннерт ударил Вашингтона локтем в плечо и это движение развернуло его таким образом, что они стояли лицом к лицу.
Далее версии разнятся. Вашингтон, несколько игроков Лейкерс и форвард Рокетс Роберт Рид утверждают, что Куннерт первым ударил, центровой Хьюстона же утверждает, что Кермит ударил его сразу же после того, как Куннерт попытался выбраться из хватки Вашингтона. Рефери, который обслуживал тот матч и был ближе всего к месту происшествия, говорит, что увидел только драку между Джабаром и Курннетом, за которой последовала схватка Куннерта и Вашингтона. Последнюю версию опровергают и Джабар и Вашингтон.
Абдул-Джабар подбежал к драке, схватил Куннерта и пытался его вытащить, но это только сделало его беззащитным для первого удара Вашингтона, который пришелся в голову.
Томьянович, который имел репутацию миротворца, побежал разнимать драку. Вашингтон увидел его бегущим на встречу, и ожидая того, что Томьянович бежит на него с кулаками, ударил его коротким ударом правой руки. Удар, который заставил Руди врасплох, сломал ему несколько костей лица, оторвал часть лица от черепа на 8 мм и заставил его упасть на паркет. При этом звук, который сопровождал удар был такой устрашающий, что Джабар сравнил его со звуком, с которым арбуp ударяется о бетон. Увидев Томьяновича в луже собственной крови он не понимал, как из одного парня может вытекать так много крови, и от паники его удержал только тот факт, что Руди дёргал ногами. Придя в сознание и чувствуя во рту вкус спинномозговой жидкости, Томьянович подумал первым делом, что на него упало табло. На арене же сразу же воцарилась тишина, фанаты были шокированы произошедшим.
Самое удивительное – то, что Томьянович смог самостоятельно встать с паркета. А по пути в раздевалку, увидев Вашингтона, его переполнила ярость, и он начал спрашивать зачем тот ударил его. Вашингтон крикнул что-то неразборчивое о Куннерте, и их, слава богу, развели в разные стороны сотрудники охраны, ведь второй удар Томьянович бы точно не пережил. Доктор, который работал с игроком Хьюстона, позже сказал: «Я видел, как люди с менее серьезными травмами не выживали», а также он сравнил операцию на лице Томьяновича с попыткой склеить скотчем скорлупу сильно разбитого яйца.
Реакция
Кадры удара показывали по национальному телевидению и Вашингтон сразу же превратился во врага нации. Для него ситуацию осложняло даже то, что сохранилась одна единственная запись, которая запечатлела момент удара, но не засняла, что происходило чуть-чуть раннее. Кермита оштрафовали на 10000 долларов и выписали дисквалификацию на 60 дней, из-за которой он пропустил 26 матчей. На тот момент это была самая длинная дисквалификация за инцидент, произошедший на площадке.
Томьяновичу следовало пройти курс восстановления после эпизода, в котором он находился на волосок от смерти. Поэтому ему пришлось пропустить остаток сезона. Хьюстон считали, что Кермита нужно было дисквалифицировать, как минимум, на то же количество матчей, сколько пропустил Томьянович.
В 70-е драки во время баскетбольных матчей – были обычным явлением. Игроки часто покидали скамейки запасных, чтобы принять участие в потасовках. Даже когда в начале сезона Джабар ударил Бенсона, он не получил дисквалификацию, хотя сломал сопернику челюсть. Однако после удара Вашингтона лига была вынуждена принимать меры. Дэвид Стерн, который в то время работал главным юрисконсультом лиги, сказал, что этот инцидент позволил понять чиновникам НБА, что нельзя позволять настолько большим и сильным мужчинам бить друг друга. Теперь игрок, который пытался ударить другого игрока, автоматически удалялся и получал дисквалификацию на следующий матч. А после завершения сезона лига добавила в судейскую бригаду третьего рефери, который мог бы зафиксировать фол Вашингтона, когда тот схватил Куннерта за шорты, остановить игру и тем самым потенциально предотвратить последующий удар.
После удара клуб никак не связывался с Кермитом, только однажды владелец клуба Джек Кент Кук позвонил ему. Баскетболист получал огромное количество гневных писем в свой адрес. Глава профсоюза игроков Ларри Флейшер сначала хотел оспаривать дисквалификацию Вашингтона, но вскоре отказался от этой идеи. Несмотря на то, что до этого в лиге многие игроки уважали Кермита, после дисквалификации его стали игнорировать. Его жена вспоминает, что после удара с их детьми стали обращаться, как с изгоями. Ненависть к Вашингтону дошла до того, что акушер отказался обслуживать беременную жену Кермита, когда узнал, кто её муж.
Дальнейшая карьера игроков
Всего 18 дней спустя инцидента Лейкерс обменяли Кермита в Бостон. После того, как Вашингтон отбыл дисквалификацию, он вернулся на паркет и провёл 32 матча, в которых брал в среднем 10 подборов и набирал 11 очков. Болельщики всюду освистывали его, а полицейские настоятельно не рекомендовали Кермиту заказывать еду в гостиничный номер, из-за опасений, что его могут отравить. Томьянович же, как было сказано ранее, пропустил весь остаток сезона, и вернулся только в сезоне 1978-79. Кстати в первом сезоне после ужасной травмы он заработал право учувствовать на Матче Всех Звёзд (в пятый раз в своей карьере).
Есть еще один интересный факт о карьере Вашингтона. Летом 1979-го года игрок подписал контракт с Бостоном. Причем он отказался от более выгодного контракта Наггетс, из-за того, что Селтикс позволили ему продолжить карьеру после инцидента с Томьяновичем. Но тем же летом с клубом подписал контракт центровой Кевин Куннерт. Именно Куннерт, по версии Вашингтона, был зачинщиком потасовки, которая завершилась ударом Томьяновича. И они вместе играли в Сан-Диего и Портленде на протяжении четырех следующих сезонов.
Во время первого матча Сан-Диего в Хьюстоне в сезоне 1979-80 главный тренер Клипперс Джин Шу предложил тренеру Рокетс Тому Ниссалке, чтобы Томьянович и Вашингтон перед игрой пожали друг другу руки в центре площадки, но Руди отказался это делать. В том матче Томьянович забил 26 очков и взял 11 подборов, в то время как Кермит смог набрать только 6 очков и 2 подбора.
Вашингтон завершил карьеру в 1982-м году в Портленде (хотя после этого в сезоне 1987-88 его подписал Голден-Стейт на 8 игр, в шести из которых он принял участие).
Томьянович же закончил игровую карьеру в 1981-м году. Его игровой номер вскоре был выведен из обращения в Рокетс. А спустя 10 лет после завершения карьеры игрока, он стал главным тренером Рокетс. С ним техасский клуб выиграл 2 чемпионства в 1994 и 1995. А в 2000-м году он был тренером национальной сборной США на олимпиаде в Сиднее и привёз домой золотые медали с тех игр. В 2004-м году Руди стал главным тренером в Лос-Анджелес Лейкерс (это был первый сезон после обмена Шака в Хит).
А что же сегодня?
На самом деле, после завершения карьеры Вашингтон и Томьянович общались после этого инцидента, и Руди заявляет, что не держит больше зла на него и даже чувствует себя виновным за всю ту ненависть, которая была обращена в адрес Кермита после инцидента.
После завершения игровой карьеры Кермит работал в нескольких местах тренером. В 2010-м году он получил должность в NBPA (National Basketball Players Association).
25 мая 2016-го года Кермиту Вашингтону было предъявлено обвинении в хищении примерно 500 000 долларов, предназначенных для детей в Африке. 4 декабря 2017-го года он признал себя виновным по трем пунктам. Вашингтон использовал благотворительность для отмывания денег, полученных в результате откатов. Вашингтон, как региональный представитель Национальной ассоциации баскетболистов, направлял игроков НБА к адвокату в Сан-Диего Рональду Миксу, который затем сделал пожертвования в благотворительность, но на самом деле это были незаконные реферальные выплаты. Затем Вашингтон снял эти деньги на личные расходы. Вашингтон не указал эти деньги как доход в своей налоговой декларации. В июле 2018-го года он был приговорен к шести годам лишения свободы в федеральной тюрьме за мошенничество.
В 2017-м году Томьянович сказал журналисту TMZ, что после освобождения Вашингтона поможет ему с трудоустройством в Лейкерс, в котором работает консультантом до сих пор.
От автора напоследок
На самом деле в НБА не просто так запрещены драки. В баскетбол традиционно играют физически сильные и большие люди. В баскетболе нет никакой нательной защиты против ударов, так что удар двухметрового мускулистого баскетболиста может оказаться смертельным для человека. Поэтому в следующий раз, когда мы все будем плеваться на незрелищные и нелепые потасовки в современной НБА, давайте вспоминать о том, что 9-го декабря 1977-го года Руди Томьянович чуть не умер от одного удара.
Автор:
Александр Селищев
Изменено пользователем alexandrselischev
23 Комментария
Рекомендуемые комментарии