Забытая трагедия. Гибель сборной СССР по баскетболу в авиакатастрофе скрыли власти
19 февраля 1973 года на международный турнир в Прагу вылетела женская юниорская сборная СССР по баскетболу. 12 девчонок в возрасте 17-18 лет, два тренера и массажист. Этот рейс станет последним для них.
Самолет аналогичный потерпевшему крушение. Фото 1974 г. commons.wikimedia.org
С июня 1972 года по маршруту Москва-Прага стали летать новейшие пассажирские лайнеры Ту-154. Пилоты постепенно осваивали новые самолеты.
В тот день новенькой «тушкой» управлял опытный экипаж. У командира воздушного судна и второго пилота более 10 тысяч часов налета. Но вот именно на Ту-154 лишь по 200 с лишним часов.
Всего на утренний рейс зарегистрировались 87 пассажиров (в том числе двое детей). Экипаж – 13 человек, в том числе пять бортпроводников. Итого ровно 100 человек на борту.
Самолет стартовал в 09:50 из аэропорта Шереметьево. Весь полет проходил в штатном режиме, никаких проблем не наблюдалось. Погода зимняя, небольшой снегопад, но прекрасная видимость и нулевая температура.
Аналогичный Ту-154 в полете. Фото commons.wikimedia.org
В районе 12:00 по московскому времени экипаж начал снижаться для посадки в пражском аэропорту. В 12:06 командир воздушного судна неожиданно осознал, что потерял управление. Попытался остановить неконтролируемое снижение, тянул штурвал на себя, но все было тщетно.
В 12:07 Ту-154 врезался в землю. Разрушилось правое крыло, оторвало хвостовое оперение, а фюзеляж фактически разломился на две части и перевернулся. Но самое страшное было впереди…
Как потом покажет расследование, большая часть пассажиров выживет в результате сверхжесткой посадки. Но в результате падения разрушились топливные баки. Вылившийся керосин воспламенился мгновенно.
Аналогичный Ту-154. Фото 2008 г. commons.wikimedia.org
Пламя охватило хвостовую часть самолета. Все кто там находился в момент аварии, не выжили. Не было даже тел, родственниками прислали для похорон урны с пеплом.
Пожар не смогли остановить даже чехословацкие пожарные, которые начали спасательные работы уже через 2 минуты после крушения. Понимая бесперспективность спасения пассажиров в задней части салона, они сосредоточились на тушении передней части.
Пилоты выбрались из кабины через окно. Пассажиров из передней части салона помогали эвакуировать бортпроводники. Четверо из них останутся в самолете.
Всего спаслось 34 человека, включая всю пилотную команду.
Для 66 человек рейс стал последним в жизни. 41 из них советские граждане, 17 – граждане ЧССР, пятеро кубинцев, и по одному из ГДР, Румынии и Польши.
Уже потом станет известно, что на разбившемся самолета должны были лететь известные люди. Билет на злополучный рейс был у Муслима Магомаева, но в последний момент изменились планы и певец не полетел в Прагу.
Не оказалось на борту и знаменитой чешской певицы Евы Пиларовой.
Обложка DVD со старыми записями певицы
Она должна была лететь домой с Кубы двумя рейсами – сначала в Москву, а потом с пересадкой в Прагу. Но решила остаться в Гаване еще на один день и отправила свой ансамбль. Пятеро музыкантов не выжили, спасся только бас-гитарист.
И судьба еще одного певца оказалась связана с пражскими событиями. 17-летняя баскетболистка Наталья Новикова была младшей сестрой тогда еще никому не известного шансонье Александра Новикова.
Александр Новиков
Не обошлось и без обратных трагических случайностей. Баскетболистку Надю Долгову не заявили в команду. Но вечером 17 февраля ее срочно вызвали в сборную, так как заболела подруга по команде. Радостная девушка тут же обзвонила своих знакомых и пообещала привезти им подарки из Чехословакии.
Катастрофу будут расследовать две комиссии. Чехословацкая точных причин не установит, но укажет на вероятные технические причины трагедии.
Советская, как обычно, обвинит во всем экипаж, не ставя под сомнение новейший советский самолет.
Командир воздушного судна, который хоть и покинул кабину пилотов последним из экипажа, получит 8 лет лишения свободы.
Тем не менее, после катастрофы в производство запустят новую версию Ту-154, разработанную с учетом технических недоработок, проявившихся 19 февраля 1973 г.
На следующий день в Прагу должен был лететь с официальным визитом Л. И. Брежнев. Но вместо самолета, отправился на поезде. Интересно, кто испугался, генсек, или его охрана?
Про отъезд генсека на 1-й полосе. Про самолет и баскетбольную команду ни слова соболезнования. Газета «Известия» 1973 №45
Юным советским баскетболисткам и тренерскому штабу купили билеты в самый конец салона. Шансов у них не было. Родители девочек хоронили своих дочерей, надевая свадебную фату прямо на урны с прахом.
Как всегда советские власти скрыли трагедию. Лишь небольшое сообщение ТАСС, опубликованное в центральных газетах:
Про баскетбольную сборную ни слова. Это потом, спустя 6 лет, когда в авиакатастрофе погибнет футбольный клуб «Пахтакор», об этом напишут все советские газеты. Все-таки скрыть исчезновение целой команды из Высшей лиги СССР по футболу будет невозможно.
А вот баскетбол, тем более женский, и тем более юниорский, не самое популярное спортивное первенство. Нет даже фотографий команды в публичном доступе.
Официальные траурные мероприятия не проводились. Девушки из всех команд высшей и первой лиги, самостоятельно почтили память своих подруг и соперниц. До конца сезона на все игры они выходили с черными повязками.
40 Комментариев
Рекомендуемые комментарии