Кто все эти люди? Почему в России никто не смотрит баскетбол
Привет, слэмданчане, с Вами Здоро_Вяк! Теперь, периодически, буду писать здесь - появилась потребность изливать свои мысли и охлаждать сидение с помощью своих текстов. А Вам желаю терпения и может кто-то даже оценит! Сразу скажу, что не претендую на истину в последней инстанции, буду излагать тут сугубо свои мысли и рассуждения на баскетбольную и около баскетбольную тематику, а потом поспорю в комментариях.
Баскетбол несправедливо не пользуется широкой популярностью в России.
Причисляю себя к давним мазохистам патриотам Российского баскетбола, поэтому начать хотелось бы с небольшого материала публицистического стиля.
Периодически задавался и задаюсь вопросом почему баскетбол в нашей стране никому не нужен. Да есть небольшие сообщества в интернете, есть кучки болельщиков в регионах, но ни о какой массовости и речи быть не может. На ум приходит несколько причин:
Может в баскетболе нет звезд? Не думаю. Среднестатистическому человеку, не интересующемуся спортом мало что скажет имя Амаре Стадмайер, Брэндон Дженингс или Люк Бэббит. Да даже Кириленко, Шведа или Мозгова знает не каждый. А в Америке, болеющей баскетболом, этим людям не дадут прохода – они звезды НБА(да-да даже Мозгов). Все они, и многие другие, выходили на паркет в Саратове, Нижнем Новгороде, Москве и Казани, но смотреть на них приходили солдаты и немногочисленные баскетбольные болельщики. Джеральд Грин на моих глазах выиграл кофеварку в Нижнем Новгороде, Пэт Бэверли – пробивался в НБА через Украинские и Российские чемпионаты. Бобан делал первые шаги во взрослом баскетболе в ЦСКА и Нижнем. Российские игроки, опять же, стали звездами, только уехав играть за океан и перестали ими быть как только вернулись.
(не смог устоять перед этой знаменитой фотографией)
Может что-то не так с нашей сборной? Опять же нет! В новейшей истории Россия брала бронзу на олимпиаде, золото на Чемпионате Европы и играла в полуфинале, где уступила будущему чемпиону. В общемировом рейтинге ФИБА сборная России находится на 9 месте, что тоже говорит о не самом ужасном положении дел.
Можно сказать, что плохо работает маркетинг и реклама? Можно, но клубы не ограничиваются рекламой на радио и в соц.сетях. Они разыгрывают билеты, атрибутику и даже автомобили прямо во время матчей, играют живые музыканты или диджеи, выступают звезды хип-хопа или рок-музыканты, проводятся матчи звезд и прочие активности. В перерывах устраиваются конкурсы схожие с лучшими западными лигами.
Так что же, в итоге, не так с баскетболом? Я нашел один ответ – его не показывают по телевизору (ну почти не показывают). А дальше идет прямая зависимость - о них не пишут в интернете, к ним не обращаются рекламодатели и спонсоры – их не показывают по телевизору. Грустно включать главный спортивный телеканал и смотреть игру середняков Итальянской футбольной лиги или бой двух, не самых топовых, бойцов, не имеющих отношения к нашей стране, когда прямо сейчас идет матч Кубка мира по баскетболу, где Россия играет с сильной Чехией. Грустно смотреть матч иностранных сборных по пляжному футболу вместо важной игры между двумя топовыми баскетбольными командами в лиге ВТБ.
В новую эру информации людям все чаще телевизор заменяют интернет и видеосервисы. Но спортивные трансляции, особенно в прямом эфире до сих приковывают болельщиков именно перед телевизором и такое понятие как «чувак из телека» до сих пор гораздо лучше продается даже в интернете. Причем это касается любой сферы деятельности.
Стендапер с ТНТ – собирает концертный зал на 3-5 тысяч человек со средней ценой 1500 за билет
Стендапер из ютьюба (он не хуже, он просто не известный) – небольшой бар с ценой по 500, потом стендапер из ютьюба с тем же материалом выступил в паре проектов «на телеке» и вот он готовит тур по России.
Тревел блоггер из ютьюба живет за счет небольших рекламных интеграций
Такой же тревел блогер из телевизора рекламирует ведущие бренды и зарабатывает в десятки раз больше.
Футболист – рекламирует Лэйс и Пепси
Баскетболист – рекламирует свою жену-фотографа.
Какой клуб из всех баскетбольных чаще всего показывают по «Матч ТВ»? У какого клуба самый большой годовой бюджет? У какого клуба в партнерах Аэрофлот, Норильский Никель, и Ростелеком? – ответ один ЦСКА! почему? Все просто, на протяжении всей трансляции у спонсоров есть возможность рекламировать себя, свой продукт или услугу, на паркете, на табло или на форме. И бренды готовы за это платить. Та же история, например, Зенитом и Газпромом, где в клуб влили деньги, полуискусственно вывели его в Евролигу, чтобы продвигать и рекламировать свой продукт.
А в то же время Автодор, Парма и другие клубы спонсируются из регионального бюджета и рекламировать им, особенно по телевизору, некого. Да есть какие-то местные партнеры, но чаще они технические или информационные. И выгоды в денежном эквиваленте не приносят, бюджет клуба не наполняют.
Возможно, отсюда же идет и полное игнорирование НБА. Каналам менеджерам и функционерам кажется, будто в России это никому не интересно, если уж Российский баскетбол никто не смотрит (потому что не показывают), то уж и заморский точно никто смотреть не будет. А в начале 00х годов программа NBA Live на 7тв заставила полюбить многих Айверсона, Шака и молодого Коби. У нас была возможность посмотреть хайлайты, а иногда даже записать полный матч на кассету. А сейчас просто дико представить себе что полуфинал Россия-Испания покажут по первому или второму каналу! Вряд ли можно зайти в спортбар и увидеть там баскетбольную трансляцию. Большинство футболок и кепок с символикой НБА на улицах – это часть хип-хоп культуры, нежели баскетбольной. Взять НБА: у людей есть кабельное, есть платные подписки на NBATV, но клубы все равно бьются за места в прайм-там на TNT, за возможность сыграть на рождество или MLK-Day.
Да мы все знаем системные проблемы Российского баскетбола и рационально можем себе объяснить его непопулярность. Но все эти же проблемы существуют и в Футболе, и Хоккее, и Фигурном катании, однако всенародную славу и популярность они не теряют. Многомиллионные контракты, никуда не деваются. А все потому, что их показывают по телевизору и людям в курилке потом есть что обсудить.
И вот тут встает самый сложный вопрос, типа как про курицу и яйцо:
Чтобы сделать хороший продукт, нужно чтобы показывали по телеку?
Или же чтобы показывали по телеку, нужно делать хороший продукт?
Матч Амкар – Крылья Советов у кого-то вызывает возбуждение?
А хоккейный матч Торпедо – Сочи?
Сильно ли им по зрелищности уступит матч УНИКСа с Енисеем?
Ответ очевиден – сначала эфир, потом продукт
Подводя итог, считаю что Лига должна делать гораздо больше усилий чтобы продвигать свой продукт на ТВ, это может помочь клубам, хотя бы частично слезть, с иглы мужского одобрения бюджетного финансирования на более удачные спонсорские контракты, сделает лигу более привлекательной для новых клубов, привлечет новых людей на стадион, а самих баскетболистов чуточку известнее и богаче. Другой вопрос, нужно ли это кому-то?
40 Комментариев
Рекомендуемые комментарии