История Чака Тейлора, или человека, чьё имя носят самые популярные баскетбольные кроссовки
Какая баскетбольная обувь является самой популярной и продаваемой в мире за всю историю? Нет, это не Air Jordan, не отдельные линейки Nike, Adidas, Reebok, New Balance, Puma или Fila. Речь идёт про кеды Converse Chuck Taylor All Star. У 60% американцев есть, как минимум, одна пара этих кроссовок. Эти простые тряпочные кеды с резиновой подошвой, которые сегодня стоят от 50 долларов за пару, на ряду с Nike Air Jordan 1, Adidas Superstar и другими красивыми кроссовками, демонстрирует то, что именно баскетбольная обувь является самой модной среди молодых людей.
В феврале 1908-го года 47-летний Маркис Миллс Конверс, который ранее работал менеджером на одном обувном предприятии, решается организовать Converse Rubber Shoe Company в Малдене (шт. Массачусетс). Сначала компания производила сезонную обувь на резиновой основе, и только в 1915-м году они стали производить спортивную обувь. С ростом популярности баскетбола корпорация Converse видела необходимость в разработке обуви, которую люди могли бы носить, играя в баскетбол. После долгой разработки, первые All Star были произведены в 1917-м году. Изначально, они были коричневого цвета. Кеды All Star стали первыми массово-производящимися баскетбольными кроссовками в Северной Америке. Их резиновая подошва была очень толстой, а голень и верхнюю часть обтягивали тканью (или кожей). Сначала кеды All Star продавались плохо, но вскоре это изменилось благодаря человеку, чьё имя было Чарльз Холлис «Чак» Тейлор.
Чак Тейлор родился 24 июня 1901-го года в сельской местности штата Индиана.
«Было время, когда я не говорил, что родом из Brown Coutry Indiana, но сейчас это очень красивое и милое место, куда приезжают художники, чтобы рисовать пейзажи. А сейчас я готов сказать, что это то самое место, где я родился, сельская местность. Сейчас, я думаю, что Нэшвилл – самый близкий город, к тому месту, где я вырос.»
Он играл за баскетбольную школьную команду Columbus Bull Dogs с 1915 по 1919 год. Он не был лучшим снайпером команды, однако он был опорой одноклубников с первых дней в команде и уже на втором году своего обучения был капитаном.
У школы не было гимнастического зала, поэтому ребята проводили свои домашние матчи в здании городской администрации. Большое помещение на втором этаже с потолком на уровне более пяти метров над уровнем пола могло вмещать 200 зрителей.
В сезоне 1918-19 «Бульдоги» приняли участие в соревнованиях штата в Лафайете, однако на этапе четвертьфинала потерпели поражение. Но жители городка Колумбус всё равно гордились своими игроками, и 18 марта устроили банкет, за которым последовал парад, на котором выступали мэр Фрэнк Джонс, банкир Уильям Ирвинг и другие люди.
Тейлор присутствовал на торжествах, однако мысли в тот вечер у него были заняты другим, потому что в местной газете было объявление о том, что в здании городской мэрии, где «Бульдоги» проводили свои домашние встречи ночью будет сыгран баскетбольный матч между профессиональными клубами. И 19 марта 1919-го года, в возрасте 17-ти лет Тейлор дебютировал в профессиональном баскетболе. Матч закончился со счетом 45-30, Тейлор не набрал ни единого очка, а клуб, за который выступал Тейлор в тот день, распался через год.
В 19 лет он становится игроком клуба Akron Firesеone Non-Skids. После непродолжительной карьеры в Columbus Commercials, за которых он дебютировал в 17 лет, Тейлор, вероятнее всего, играл за два клуба из Индианаполиса: Habichs и Omar Bakey, но вылазка в Акрон стала его самой серьёзной на тот момент.
В те дни баскетбол был слегка беспорядочным. В одном из своих интервью он так вспоминал свою профессиональную карьеру:
«Когда я начинал играть, двойное ведение не было запрещено. Не было щитов позади корзины. Также зачастую растягивали сетку по периметру площадки, так, что игра проводилась, как бы в клетке. Сегодня конечно же паркет намного лучше, а мячи более круглые.»
Его выпускали на позиции правого форварда и одной ночью он своим точным попаданием за 15 секунд до конца матча принёс победу команде. Однако, позже он переедет в Детройте, где будет одновременно выступать за клубы заводов Dodger Brothers и T. B. Rayl sporting goods company. Каким образом он совмещал выступление в двух клубах неизвестно, однако через год Тейлор переедет в Чикаго, где он просто стал коммивояжером компании Converse Shoe Company в штате Индиана.
В начале 1960-х журналист Cincinnati Post Пэт Хармон спросил у Тейлора о причинах, которые вынудили его приехать в Чикаго.
«Это было из-за Нэта Холмана (знаменитого баскетболиста из Ориджинал Селтикс, который позже станет тренером в City College of New York). Ему пришло письмо от Converse Rubber Shoe Company. В нём они предлагали 50 долларов в месяц за то, чтобы ходить в различные магазины спортивных товаров и активно продвигать их обувь. Холман отказался, а я решил обдумать это предложение.»
Поначалу Тейлор был ужасным продавцом. Молодому человеку из Колумбуса на хватало уверенности. В 1979 году вдова Тейлора, Люси Тейлор рассказала в интервью:
«В 1922 году Тейлор был в South Bend, чтобы обсудить продажи с легендарным тренером Университета Нотр Дам Кнутом Рокни. Чарльз ходил кругами около входа в спортзал, боясь зайти внутрь, пока мистер Рокни сам не вышел и не спросил: «Сынок, чего ты хочешь?». Рокни стал человеком, который помог Тейлору справится с трудностями и помочь его карьере взлететь вверх. После этого они стали друзьями.»
Рокни был вдохновляющим оратором. Он умер в авиакатастрофе в середине своей карьеры. Он велел Тейлору держать спину прямой, смотреть мужчинам прямо в глаза и всегда протягивать руку, не задумываясь.
Тейлор звонил тренерам школ и колледжей и, вероятно, хотел давать советы молодым людям по баскетболу. Несмотря на то, что в 1920-е годы баскетбол становился популярным, большинство баскетбольных тренеров были обыкновенными футбольными или бейсбольными тренерами, которые в период межсезонья занимались баскетбольными командами. Правила игры были хаотичными и на различных турнирах отличались друг от друга. Стоить отметить, что, несмотря на то, что, вероятнее всего, Тейлор был опытными баскетболистом, он никак не был связан с легендарными клубами того времени, такими, как Original Celtics или Buffalo Germans, как многие полагали.
И всё-таки Тейлор играл в одной знаменитой команде 1920-х годов, которая была забыта на десятилетия даже компанией, спонсировавшей её. Как и многие производства Converse имели собственную баскетбольную команду, которая называлась All-Stars (с буквой ‘s’ на конце, в отличие от модели кроссовок).
All-Stars базировались в Чикаго, однако для продвижения бренда, они гастролировали по всей стране. Это была замечательная команда, в сезоне 1926-27 Тейлор был играющим тренеров в ней, когда команда разъезжала по Индиане и другим штатам Среднего Запада.
После этого сезона нет никакой информации о роли Чака Тейлора в All-Stars, однако к концу 1920-х годов наименования Converse и All Star были неразрывно связанны с именем Чака Тейлора. Тейлор стал знаменитым благодаря тому, что пересекал страну в лучших автомобилях, на задних сидениях которых лежали рядом чемодан с вещами и чемодан, в которых были кеды All Star. Много лет Converse не указывали его домашний адрес, а Джо Дин, который работал с Тейлором говорил так:
«Он жил в гостинице 365 дней в году. Он был настоящим кочевником.»
И именно в 1930-х годах, когда Converse и большая часть остальной части страны пережили серьезные конвульсии из-за Великой депрессии, Тейлор не только твердо утвердил свою новую личность, но и буквально спас компанию. Маркиз Конверс потерял свою компанию в 1928. Митчелл Б. Кауфман, президент и владелец компании Hodgman Rubber Company во Фрамингтоне (штат Массачусетс) купил фирму в 1929 году, но он продал ее семье Стоуна - Джозефу, Гарри К. и Дьюи Д. - в 1933 году, которая управляла бизнесом в течение следующих тридцати девяти лет.
Еще в 1922-м году в штате Северная Каролина Тейлор стал проводить тематические конференции, но в 30-е годы они приобрели более массовый характер. Тейлор или местный магазин спорттоваров делал объявление в местной газете о том, что знаменитый баскетболист, который оттачивал своё мастерство вместе с Original New York Celtics или Buffalo Germans устраивает встречу. Тейлор театрально подходил к одному из ребят и смотрел прямо вниз на его кроссовки. «Вот в чём проблема! У него не Converse All Star», - восклицал Тейлор.
Годы гастролей с баскетбольной командой Converse All-Stars, «особые выступления» в местных командах и хорошие отношения с покупателями в небольших магазинах спортивных товаров, а также растущее число баскетбольных конференций делали Тейлора знаменитостью. Converse, начиная с 1932 года, начал вращаться вокруг своей новой звезды. Баскетбольный ежегодник Converse, который запустили в 1922 году и усовершенствованный в 1929 году, вскоре начал продвигать конференции Тейлора, сопровождаемые рекомендациями ведущих тренеров. Начиная с 1932 года имя Тейлора впервые было написано на обуви All Star.
Поддержка тренеров была очень важной для продвижения Converse. Во время конференций Тейлора собирались огромные суммы на поддержку Национальной Ассоциации Баскетбольных Тренеров. Марв Харшман говорил:
«Converse были единственной компанией, которая сделала многое для NABC. На самом деле половину нашего бюджета мы получали, благодаря Converse. Когда появились кроссовки Adidas и Reebok, я оставался верным Converse.»
На 1930-е годы пришёлся пик популярности Тейлора, однако потом наступили 1940-е, а вместе с ними и Вторая Мировая война. Несмотря на то, что Тейлор часто любил преувеличивать свои успехи в баскетболе, те, кто знали его лично, не могли назвать его хвастуном. Скорее всего, он преумножал свои баскетбольные достижения сугубо в целях бизнеса. Тому свидетельством является то, что Тейлор не часто говорил о том периоде своей жизни, когда была война, хотя рассказывать было о чём. На момент начала войны он был слишком стар, чтобы принимать участие в боях. Несмотря на это он всячески помогал Американской армии любыми другими способами. Например, он помогал в вербовке людей в пилоты военно-морских сил в Индианаполисе, а также запустил программы физической подготовки для новобранцев в Marquette University. Но среди всех его заслуг перед армией в те годы выделяется работа тренером баскетбольной команды Wright Field Air-Tecs в Дейтоне (шт. Огайо) в течение сезона 1944-45.
Wright Field был, возможно, самой важной военно-воздушной базой Северной Америки в то время. Историк Дональд Ромингер писал:
«К этой осени (1945) Авиационное отделение взяло на себя обязательство сосредоточить известных спортсменов на отдельных базах, организовать элитный тренерский штаб и использовать транспортные самолеты для полетов команд на большие расстояния для игр.»
Air-Tecs играли в свои домашние игры в Montgomery County Fairgrounds Coliseum, который вмещал в себя около трех тысяч поклонников. Это также было домом для независимой профессиональной баскетбольной команды Acme Aviators. В течении всей зимы Air-Tecs занимал верхнюю часть спортивной секции газеты Dayton Daily News. В том сезоне они выиграли 55 матчей в течение сезона. А 24 февраля во время матча в Сан-Бернардино (шт. Калифорния), Тейлор, ко всеобщему удивлению, выпустил сам себя на площадку. В его последнем баскетбольном матче он поразил кольцо один раз. На тот момент ему было уже 43 года.
Летом 1945-го года Тейлор ушёл из армии. После войны он продолжил проводить свои тематические встречи, а в 1950-м переехал в Лос-Анджелес, где купил дом в нескольких кварталах от дома своего старого друга и нового тренера UCLA Джона Вудена:
«Мне было очень весело с Тейлором. Я думаю, возможно, всё дело в том, что мы были оба из … маленьких городков Индианы. У нас было много общего, и я думаю, что мы чувствовали себя более комфортно, чем со многими другими, будь то другие баскетбольные тренеры или люди из других областей.»
Кроме всего прочего, Тейлор обосновался в Лос-Андежлесе, чтобы быть ближе к голливудской актрисе Рут Адлер, которую он встретил в 1950-м году на круизном судне, по пути в Гавайи, где у него было несколько тематических баскетбольных встреч. Они поженились 26 мая 1950-го года в Неваде, однако прожили вместе всего пять лет и в 1955-м году в конце концов развелись.
Возможно, чтобы забыть о своих семейных трудностях, Тейлор отправился в путешествие, посетив в 1956 году семнадцать баз ВВС у себя дома и за рубежом, а также совершил хорошо документированное путешествие по Южной Америке для Государственного департамента США в 1957 году. Он вернулся в Америку после окончательного постановления о разводе в марте 1957 года и посетил баскетбольный турнир NAIA в Канзас-Сити. Там он встретил Люси Кимбрелл, которая была женой сооснователя NAIA. В последствии Люси станет женой Тейлора.
По общему мнению, Люсиль была уравновешенной, женщиной. Родившаяся в 1908 году в Бейтсвилле (штат Арканзас), ее сельские корни, должно быть, хорошо подходили Тейлору. Они поженились в Рино (шт. Невада) 11 декабря 1962-го года, а затем поселились в городке Порт Шарлотт (шт. Флорида).
1960-е были тихим десятилетием для Тейлора, который проводил большую часть времени за игрой в гольф. В возрасте 68 лет, его включили в Национальный Зал Славы. В тот год помимо Чака Тейлора, в Зал Славы были введены такие легендарные тренеры, как Ред Ауэрбах, Генри Айба и Адольф Рапп. Но в это же время самый знаменитый баскетбольный тренер Америки Джон Вуден принял решение, что игроки его команды больше не будут носить Converse Chuck Taylor All Star. В 1987 году в интервью Вуден сказал:
«Несмотря на то, что мои игроки носили их, мне приходилось самостоятельно использовать лезвие бритвы на каждой новой паре, чтобы разрезать шов, который был бы прямо над мизинцем. Если бы я этого не сделал, у всех игроков были бы волдыри.»
Converse были ошеломлены новостью о том, что тренер самой успешной баскетбольной программы может отказаться от их обуви. Они чётко понимали, что если Вуден откажется от обуви, то последует эффект домино, и тренеры всех колледжей начнут отказываться от их обуви. В этот момент Чак Тейлор, который уже не работал в компании к тому времени, остался единственной колодой в карте, которую Converse могли разыграть. Если Вуден отказывался использовать обувь, которой был верен всю свою взрослую жизнь, то, возможно, он останется верным своему давнему другу. Поэтому компания немедленно усадила Тейлора на самолёт из Тампы в Лос-Анджелес.
Тейлор и Вуден вспоминали старые времена. Однако командировка Тейлора оказалась безрезультатной.
«Я говорил с Тейлором по поводу кроссовок. Я сказал, что считаю, что они отстали от времени, и уступают некоторым моделям других брендов, и что если Converse не модернизируют свою модель, то мне придётся от них отказаться. Я отказался от их обуви в год смерти Чака, и многие полагают, что если бы он не ушёл из жизни, то я продолжал бы использовать Converse, но это не так.»
23 июня 1969-го года, после сердечного приступа, Чак Тейлор скончался в больнице в Пенсильвании, куда он был помещен из-за других проблем со здоровьем.
Автор:
Большая часть материала была переведена из статей журналиста Abe Aamidor.
Перевод сделал Александр Селищев.
4 Комментария
Рекомендуемые комментарии