Автор: Валентина Минина
1. Не связывайтесь с ипотекой или покупкой дорогого автомобиля.
Многие начинающие тренеры (особенно те, кто отыграли не один год на профессиональном уровне, зачастую помимо просто попадания в состав становился чемпионом, избирался МVP, входил в символические сборные и так далее) хотят успеха и признания сразу и сейчас. Так не бывает! И речь здесь не только в том, что багаж знаний игрока - не есть залогом успеха, а в том, что помимо игроцкой практики и видения баскетбола “из корта” есть совершенно иная позиция - позиция тренера (главнокомандующего, стратега и мозгового центра команды).
Поэтому на самом начальном этапе молодой тренер должен:
- быть готовым и иметь желание работать при минимальной оплате (продавать себя совсем дёшево или даже бесплатно)
- ваша задача не пройти в “дверь коучинга”, а для начала поставить туда хоть одну ногу и не дать закрыться перед Вами.
- не думать только о деньгах и вознаграждении, это придет позже, если Вы будете постоянно совершенствоваться и расти, как тренер.
- фокусироваться на всём, что поможет расти.
2. Выиграйте сначала отдельные игры, а не Чемпионаты или турниры.
Большинство тренеров, которым мы зададим простой вопрос: “Ваша цель на чемпионат?” никогда не ответят: “Я хочу побеждать в каждой игре сезона!”, а назовут лишь место, которое они хотят для своей команды. Если Вы хотите продвинуться в этой отрасли и стать великим тренером, то:
- делай вещи правильно,
- не перескакивайте этапы своего роста и роста Вашей команды,
- станьте более профессиональным в развитии игроков и всегда держите талантливых игроков на кончиках ваших пальцев, то есть улавливайте малейшие изменения в их игре,
- как самый важный итог - старайтесь победить в каждой игре, как бы она не складывалась, а победив себя (навязав борьбу сопернику, который намного сильнее и опытнее, и рано или поздно склонит чашу весов в свою сторону). Вы сделаете первый шаг к своему триумфу.
3. Вы не можете быть сильным тренером-победителем, если у Вас с самого начала не сложатся личностные отношения с игроками.
Не секрет, что в Украине и России в детском баскетболе процветают самые безобразные отношения в тандеме “игрок-тренер”, которые нельзя не назвать иначе, как “диктаторские”, где одна сторона просто угнетает вторую. Могут ли быть положительные результаты от такого сотрудничества? Конечно же, “да!”, но не в длительной перспективе, и при этом травмируя навсегда психику подчинённых.
Диктаторское / авторитарное лидерство осталось в прошлом.
Совет: Выстраивайте “по кирпичику” отношения с игроками, обращайте их в свою “веру” и привлекайте их к ответственности, если они нарушают Ваши установки. И самое главное - обрывайте связи с теми, кто отказывается от участия в Вашем проекте (в построенной Вами команде)!
4. Следите за сказанными Вами в разговорах местоимениями.
В процессе работы любой тренер должен находить те слова, которые доходят до ума и сердца каждого игрока. Какие это слова? На этот вопрос не ответит никто, но Вам следует усвоить, что для “командной химии” вы должны говорить в присутствии игроков, что это не “ваша” команда, а это “наша” команда, что они не “ваши” игроки, они “наши” игроки, то есть игроки нашей команды.
К Вам это понимание рано или поздно придёт, но, как правило это приходит после поражений и набивания шишек, чего делать не следует!
5. Рискните, став тренером, в начале своей карьеры, прежде чем у вас будет семья и маленькие дети.
Не сидите на месте и держитесь за опыт Вашей школы или методику только одного тренера. Если есть возможность почерпнуть что-то ценное и новое, то не откладывайте это в долгий ящик, а собирайте чемоданы и двигайтесь вперёд: работайте более 16 часов в день, работайте в каждом тренировочном лагере и посещайте каждую баскетбольную Академию, в какую Вы только сможете попасть.
Вскоре вам также нужно расставить приоритеты в семье, и вы не сможете этого сделать, если не будете чётко понимать степень “зависимости” от того, насколько сильно Вы хотите стать великим Тренером или это только Ваша блажь .
6. Утверждение “Чем выше уровень чемпионата, тем проще хорошему тренеру проявить себя”, не всегда верно.
Трудно однозначно утверждать, какой из путей попадания молодого тренера в тренерский штаб сильной команды является самым предпочтительным для его дальнейшего роста. Здесь нет одного “рецепта”, всё происходит индивидуально, как по месту трудоустройства, так и по срокам адаптации. Есть множество случаев, когда хорошие тренеры самого сильного студенческого первенства Северной Америки NCAA и его сильнейшего Дивизиона D1 никогда не получат работу главного тренера в НБА.
Поскольку в Америке существует много Лиг, то везде в командах разной силы нужны тренеры. Однако утверждение, что, чем сильнее Лига, тем сильнее тренеры, которые в ней работают, - абсолютно неверно: для примера тренер Михайлюка Билл Селф, который из года в год получал самых лучших школьников США и потом трудоустраивал в НБА (Джоэл Эмбид, Келли Оубри, братья Моррис, еts., например) только с большой натяжкой может считаться тренером более высокой категории, чем менее известные наставники провинциальных ВУЗов с более слабым составом.
А вчерашние помощники в Дивизионе D2 или D3 вполне возможно завтра найдут работу в сильной команде, поскольку состоялись, как тренеры не в тепличных условиях перизбытка кадрового “материала”!
7. Будьте тесно связаны духовно с игроками, но устанавливайте границы!
Поскольку во взаимоотношениях тренер-молодой игрок ещё не так давно зачастую преобладал тренерский диктат, то ни о каких доверительных отношениях речь не шла. Иное дело сейчас, когда победы в чемпионате на трудной и большой турнирной дороге просто необходимо доверительное человеческое взаимоотношение, а порою и духовное родство между исполнителями и коучем (единство целей, предельная самоотдача, взаимное доверие).
Однако, Вы должны быть настолько близко, чтобы они доверяли вам. Но Вы не их друг, между вами существует (и всегда будет существовать) определённая дистанция, каким бы молодым бы Вы не были!
Когда Ваши игроки закончат школу (ВУЗ или большой спорт), то эта линия исчезнет, и вы можете стать друзьями на всю жизнь. Однако остерегайтесь слишком близких “братских” отношений с игроками, ведь, как показала история, рано или поздно такой игрок может “сесть Вам на шею”!
8. Вы на расстоянии одного неточного шага от потери работы и конца тренерской карьеры
Как бы Вы сами себя не позиционировали, но тренер во все времена был и остаётся публичной личностью. За каждым вашим шагом следят, каждое ваше высказывание обсуждают, каждый Ваш “прокол” кого-то радует, а кого-то огорчает, - так устроен спорт.
Будьте умны в любых ситуациях и хорошо представляйте свою школу, свою франшизу, свою альма-матер. Заботьтесь о положительном имидже - своём и своих воспитанников, создайте для этого в социальных сетях свои страницы.
Но никогда публично не делитесь политическими, религиозными или противоречивыми с точки зрения общества своими суждениями, которые могут расколоть в итоге Вашу команду.
9. Принесите свою энергию, но не ломайте сложившуюся систему.
Куда бы Вы не попали, как тренер, Вы попадаете в отлаженный механизм определённых связей и взаимоотношений между структурами, которые сложились задолго до Вас. Поэтому, не становитесь революционером с первых дней. Статус-кво не нужно одобрять, но не готовьте “переворот” и не взрывайте систему, ведь Вам там ещё придётся работать и творить.
Будь собой, будь другим (отличным от других),но уважай сложившиеся стандарты.
Создайте резюме и всячески поддерживайте и усиливайте свой бренд, который должен привлекать много новых почитателей и давать им всё больше возможностей для проявления своих лучших качеств.
10. Не набирайте в команду игроков только по наличию таланта, не обращая внимания на характер, академические способности и иные положительные качества.
Как часто бывает в идеологии плохого тренера независимо от его ранга и статуса, что самое пагубное для его карьеры решения, так и манит его раз за разом. И, на самом деле, как просто - возьми готовых игроков в свою команду, завоюй титул и стань тренером, о котором будут восхищённо отзываться!?
Но, таким образом сначала такой коуч потеряет своё лицо, а за этим и свою работу, поскольку плохая успеваемость игрока в колледже - якорь, который будет тянуть и его, и команду на дно. О какой игре будет думать “двоечник” не трудно догадаться!
11. Нет единого правильного и быстрого пути, чтобы добраться туда, куда вы хотите пойти в коучинге.
Повторюсь, что хоть и тренерская вершина в целом понятна и осязаема для каждого молодого тренера - пост в команде Чемпионе (будь то первенство школ или перстень НБА), но дорога к ней не может быть простой и одинаковой для всех. Надо Вам рисковать, а не надеяться на удачу. Фортуна любит сильных.
У каждого своя история.
По прошествии времени и Вы поделитесь своим личным опытом, чтобы другие могли видеть, насколько разные пути к вершине.
12. Оставаясь принципиальным и жёстким на работе, не будьте закрытым для близких (Вашей семьи), не забывайте поддерживать баланс “работа/повседневная жизнь”!
Предыдущие 11 пунктов могли убедить Вас в том, что самое главное на пути овладения профессией баскетбольного коуча - это ежеминутная, практически фанатичная работа над своим совершенствованием в профессии: познание нового (прочтение специальной литературы, посещение семинаров, подписка на страницы великих тренеров в социальных сетях, и многое другое), работа с командой на тренировках и матчах. Это к счастью - не так!
Нельзя заменить тепло домашнего очага и отношения близких Вам людей (родители, супруг, дети, друзья) пусть и таким нужным и зачастую радостно-возвышенным общением с плодом своей работы - игроками и командой. Поверьте, что эта ваша скорее всего не совершенная команда, рано или поздно, как бы Вы не хотели (или страстно жаждали, бывает и такое!) прекратит своё существование (игроки закончат школу или колледж, Вас заметят и пригласят в другую команду, ets.). А семья - на всю жизнь!
Если Вы считаете, что единственная важная вещь в вашей жизни - это тренировка, вы делаете непростительную ошибку.
Семья важнее всего, и она должна помочь Вам развивать не только коучинг и тренерскую жизнь, но и Ваши хобби, которые есть (или появятся) вне сферы коучинга.
13. Не расстраивайтесь при поисках новой работы, к которой Вы готовы.
В продолжение предыдущего пункта, может случиться такое, что Вы сами (ментально и по знаниям в коучинге) перерастёте уровень своей команды, и Вам необходимо будет искать новое место работы. Только единицы пройдут этот путь безболезненно. Лучше сразу настроиться на то, что Вас не будут встречать с “хлебом-солью”, каким бы великим тренером бы Вы не стали и какие бы значительных побед бы Вы достигли. Это не Вы плохой, это не они плохие и недалёкие, это человеческая осторожность. Возможно предполагаемые Вами работодатели уже обжигались, пригласив до Вас на роль генерального менеджера “нового Грэгга Поповича или Майка Кржишевски” и не хотят опять наступить на те же грабли. Не корите их, а оставайтесь всегда настойчивым.
Молодые тренеры в Северное Америке, как показывает статистика находят лучшие варианты для смены команды и реализуют возможности в сроки с конца июня по середину августе.
Если Вы действительно считаете, что созрели для нового этапа своей тренерской карьеры, то заручитесь поддержкой семьи и не опуская рук настойчиво расходуйте всё свое свободное время на поиски работы, на которую Вы имеете право.
Помните, что в этом непростом деле Связи являются ключевым моментом! Используй свою сеть знакомств!
14. Никогда не обещайте игроку игровое время или стартовую позицию.
Попав в команду более высокого уровня, чем школьная, и контактируя с более возрастными и уже состоявшимися на первичном этапе игроками, Вы рано или поздно столкнётесь со скаутингом - то есть с просмотром игроков для новой команды. Но не допускайте ошибок, не обещайте того, что хочет услышать игрок (его представители или агенты). Не говорите, что у него будет гарантированное место в старте или “карт-бланш” на игровые действия.
Скажите им об ожиданиях, основанных на их способностях и видении тренерского штаба, но также напомните им, что они должны постоянно зарабатывать своим трудом то, что они хотят получить. В конечном счете, заключите устную сделку о том, что место в основном составе будет зависеть от конкретного числа определённых величин: очков, подборов и передач и работоспособности игрока-кандидата на тренировках в Вашей команде.
15. Не просто указывайте игрокам на их успехи или неудачи, покажи им статистику и приведите аргументы.
На начальных этапах работы тренеру сложно много требовать от работодателя, особенно, если это касается такого “не существенного” аспекта, как видеофиксация тренировок и матчей. Запомни, что “Видео твой лучший друг!” (в помощь к твоему багажу знаний, поскольку, если ты и твои упражнения будут смешными, нелепыми и не важными для роста командных показателей, то это увидят все!)
Вы должны иметь статистику результатов каждого игрока команды, как на тренировке, так и в матчах. Но не будьте “собакой на сене” и не держите в себе эмоции по увиденному и просчитанному
Покажите игрокам Вашу аналитику и сделайте это толерантно, подберите слова заранее: будьте предельно корректны, в определённых случаях лучше перевести всё на шутку, чем унизить игрока!
Это помогает с пониманием роли игрока в Ваших тренерских схемах и поддерживает конкурентоспособность игроков в каждом матче, поскольку они понимают не только Ваши конкретные установки на данный матч, но и то, как Вы будете оценивать их действия на корте!
ВНИМАНИЕ: Никогда не хвалите игрока просто так: “Ты молодец!” и не укоряйте словами: “Это твой неудачный матч!” Аргументируйте, оперируя цифрами и фактами, например:
позитив: “Иван Петров в последней игре молодец, потому что… стал хорошо делать сдваивание в обороне (дабл-тим)”
негатив: “Петра Иванова можно упрекнуть в том, что на 34 минуте в выходе 2 против 1 не отдала передачу нашему “большому” Илье, а потянул “одеяло на себя” и сыграл неграмотно”...
(ПРОДОЛЖЕНИЕ следует)
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет