Кадур Зиани: "Я принес луч света в темное царство данка".
Вспоминаю начало 2000-ых, когда в интернетах (точнее сказать, на дисках переписанных вправо и влево) была популярна команда данкеров SlamNation. Лично я никак не мог понять, как можно сделать двойную мельницу через кучу народу, как это делал худощавый арабчонок по имени Кадур Зиани.
Это было красиво, свежо и необычайно эффектно для тогдашней аудитории. Сейчас же количество команд, выступающих с данк-шоу, можно пересчитать даже на пальцах двух рук. Тогда же это было революцией.
Стоит оговориться, что смог задать практически все вопросы, присланные пользователи сайта. Большое спасибо за них, некоторые из них даже пошли в федеральную прессу. Вопросы, которые не задал, могут попадать под одну из следующих категорий: вопрос идиотский, вопрос был задан позже указанного срока, вопрос от Лео (хотя это уже было), вопрос скучный.
Спешу обрадовать, что общаюсь с Кадуром в любое время по необходимости. Более того, говорим о том, чтобы он прилетел в Москву. Ну это уже в другой серии.
- Добрый день, Кадур. Большой привет от всех Ваших поклонников из России.
- Привет-привет, я смотрел практически все турниры, которые проходили на площадке, которая под настоящим мостом или на этой большой арене (по-видимому, речь шла о Moscow Open).
- Я в очередной раз посмотрел фильм «Dunk or Die». Расскажите, о чем этот фильм, и что следующее будет в карьере Зиани-актера?
- Всю свою жизнь я старался проходить через все сложности самостоятельно. Это фильм, как и моя жизнь, если быть немного нескромным, пример того, что нет ничего невозможного. Успех – это конец оправдания.
Я из бедной марокканской семьи, в которой было много детей – 6 мальчиков и 6 девочек. С самого раннего детства я понял, что между рождением и смертью мы должны постоянно бороться за свою жизнь, принимая все вызовы, которые уготовила жизнь.
Вся моя жизненная история – пример того, что надо бороться, чтобы достичь самых высоких целей. И самый главный критерий оценки жизни каждого человека – время, которое и покажет, чего вы смогли добиться. Также надо понимать, что это жизнь – это путь только в один конец, нельзя будет вернуться назад.
Название «Dunk or Die» - это метафора того, что я хочу донести до зрителей: сделай или «умри», будь или не будь, ищи или умри. Пусть каждый поставит для себя антоним.
Не хочу никого обидеть таким сравнением, но мне кажется, что жизнь каждого человека похожа на футбол для незрячих. Вы смотрели, как играют в футбол ребята с нарушениями зрения?
Вот и мне кажется, что люди находятся в постоянном поиске и исследовании того, чем им придется заняться в жизни.
Я на своем пути перепробовал различные вещи: баскетбол, футбол, гандбол, прыжки в высоту, метание диска. В конце концов я увидел, что моя самая большая цель находится внутри баскетбольного кольца. Сначала я достал ее одной рукой, затем головой, а в конце и ногой.
- Где сейчас находятся ваши партнеры по команды Slam Nation?
- О, Вы вспомнили про нашу банду! Slam Nation – команда, которая прорубила окно данкам в мир шоу и зрелищ. Сейчас мы видим, что современные данкеры самовыражаются посредством своих выступлений и получают за это неплохие деньги. Мы же в то время хотели показать, что это может быть новая составной частью индустрии, что это может приносить доходы, привлекать зрителей на трибуны, дарить радость болельщикам, давать стимул развиваться спортсменам из этой области.
Мы были пионерами данка как шоу. Во многом благодаря нам Nike в то время вкладывал деньги в это направление, Quai54 привлек внимание всего мира, создав лучший турнир по стритболу, FIBA спустя многие годы также поняли, что это необходимая составляющая любого мероприятия.
- Какие сейчас изменения в этом виде спорта? Или пока рано называть слэмданк спортом?
- Как это ни печально для меня, но наша дисциплина до сих пор находится в андергаунде. Мы до сих пор варимся в своей кастрюльке и до сих пор зависит от каких-то внешних причин. Но было бы глупо говорить, что ничего не изменилось за прошедшие 20-25 лет. Мы уже долгое время работаем в тесном сотрудничестве с ФИБА и даже с МОК, но боюсь, что статус олимпийского вида спорта нам придется ждать 5 или 10 лет.
Если говорить о моих друзьях по Slam Nation, то каждый из нас занимается своим делами: кто-то работает тренером, кто-то в бизнесе, кто-то устраивает шоу. Мы поддерживаем контакты, но уже не так, как раньше.
- Кто самый крутой данкер в НБА прямо сейчас?
- ЛеБрон Джеймс. Он действует как разрушитель. Он уничтожает всех на своем пути. Как бы не старались его остановить, он все равно будет стараться забить сверху. Еще мне нравится Рассел Уэстбрук. Для своего роста он ведет себя очень агрессивно в попытках забивать сверху.
- Кто самый крутой данкер всех времен?
- Майкл Джордан, конечно же, и Доминик Уилкинс.
- Кто самый крутой профессиональный данкер?
- Этот вопрос очень сложный. Если бы мне дали возможность совместить лучшие качества, то у меня получилось бы нечто между Джорданом Килганеном и Джонатоном Кларком.
- А кто лучший данкер в истории шоу?
- Я (смеется)! Шучу-шучу. Гай Дюпуи. Он много лет находится в топе, показывая все новые и новые данки.
Хотя нет, Абдулайе Бамба. Он первым сделал данк на 30 градусов с переводом мяча под ногой. Он первым забил сверху, сделал колесо с мячом. И самое главное в том, что он был невероятным шоуменом, уровень его энтертейнмента был огромным. Публика чувствовала себя частью шоу, когда выступал Бамба. Я считаю, что данкер должен построить мост между кольцом и зрителем. Поэтому Бамба я считаю лучшим.
- Какой самый крутой данк в истории баскетбола был забит?
- Данк Винса Картера на Олимпиаде в Афинах. Без всяких обсуждений.
- А в истории выставочных соревнований?
- Колесо от Бамба. На тот момент это было нечто невероятное.
- Кого из российских данкеров Вы знаете?
- Я знаю Илью Кроху, все знают Смува (вообще-то он назвал еще одного человека, но, пользуясь случаем, передаю, что он [мат] тупой). Все знают Шала. Шал – вообще один из лучших данкеров в России. Он много лет выступал на самых престижных соревнованиях и, что я особенно ценю, он всегда рисковал своим здоровьем ради данка. Есть еще целая группа молодых данкеров, но я не всегда успеваю за ними следить. В России видны перспективы для этого направления. Главное преимущество – отсутствие комплексов перед другими данкеров, в особенности из США.
- Что Вы можете сказать про команду Dunk Elite?
- Это очень хорошая команда данкеров, которая олицетворяет современное состояние данков. Перед ними шла команда TeamFlightBrothers. Это очень хорошо, что появляются такие команды. Раньше всех выступали я с двумя тогда еще неизвестными данкерами – Липеком (Рафал Липински) и Слэшем (Эмиль Ольшевски).
Мы тогда сделали большой тур с выступлениями по Алжиру. После этого мы выступали и в других странах. Я показывал ребятам, как надо готовиться к выступлениям, как держать себя в форме, как правильно выстраивать программу выступления. Еще раз повторяю, что речь идет не о том, чтобы я показал себя классным или деловитым. Это интервью о том, как я хочу, чтобы выступали данкеры, чтобы развивался именно вид спорта.
- В чем вы видите опасность для развития данк-движения?
- В любом виде человеческой деятельности все, что связано с популярностью, обязательно сопровождаются деньгами, девочками, славой и прочими «прелестями». Я резко против такого развития дела, которым я занимаюсь все свою жизнь.
Надо выработать четкие правила соревнований, варианты привлечения спонсоров и телевидения. На данном этапе мы продвигаем кого угодно, но только не себя. Мы принимаем участие в мировом туре FIBA 3х3, но мы выглядим в качестве вспомогательного элемента.
Также надо выработать четкие критерии для жюри, которые оценивают наши выступления. Проще говоря, надо сделать так, чтобы дисциплина была понятна и ее можно было использовать со всеми правилами и особенностями.
Вот уже много лет я сотрудничаю с одним из департаментов ФИБА с целью признанию нашей дисциплины, как отдельного направления. Самое главное в таком случае – прозрачность и понятность.
Вы ведь знаете слоган баскетбола 3х3? Звучит он так – «С улиц на олимпийские игры». Я считаю и даже уверен, что если бы не данки, то баскетбол 3х3 никогда бы не попал в число олимпийских дисциплин. Так почему бы не ответить «взаимностью»?
Уверен, что Олимпийские игры в Токио станут отправной точкой в этом важнейшем деле.
Каждый год на турнире Quai 54 я стараюсь показать и ФИБА, и МОК, что данки могут быть отдельной и очень зрелищной дисциплиной.
- То есть вы свято верите в то, что данки будут частью олимпийской программы?
- Скажу, что для подобного надо соблюсти ряд правил. Самое очевидное правило состоит в том, что любая вводимая дисциплина должна быть доступной для женщин. Как мы понимаем, им пока не получается радовать нас своими данками на высоком уровне.
Конечно, наиболее очевидным кажется уменьшение высоты кольца, но говорить об этом надо предметно и взвешенно. Все-таки мы преследуем сверхзадачу – внести данк не только в программу ОИ, но и в ментальность людей во всем мире.
Потребуется 5, может быть и 10 лет, чтобы принято решение. Если не получится «приспособить» дисциплину для женщин, то надо ее внести в качестве эксклюзивной для мужчин. Только вот боюсь, что МОК никогда не пойдет на это.
- Как вы считаете, какой данк будет следующим среди новинок?
- Думаю, что данк с переводом под ногой дважды или бросок сверху на 360 градусов через автомобиль. Только не считай меня дураком в этом отношении. Я – сумасшедший, но понимаю, что говорю.
Смотрите. Для того, чтобы пойти вперед в искусстве данка, надо не только придумать нечто креативное. Надо еще сделать так, чтобы люди поверили в твою смелость, решительность и, возможно, сумасшествие. Я называю это «положить яйца на стол».
Именно тут я вижу схожесть с Олимпийскими играми, где атлеты должны показать максимум своих возможностей и в физическом, и в духовном, и во всех других смыслах.
Данк на 360 градусов через автомобиль – будет новой вехой в истории этого искусства. Это очень опасный элемент, но именно он и будет прорывом.
- А, допустим, данк от трехочковой линии возможен ли?
- Все возможно, но на данный момент я скажу, что нет. Давайте будем реалистами. Хотя я не удивлюсь, когда увижу этот данк.
- Назовите несколько профессиональных баскетболистов, которые могли бы выступать в команде данкеров.
- Донован Митчелл из «Юты Джазз», Зак Лавин из «Чикаго», Аарон Гордон из «Орландо» - просто невероятный. Зайен Уильямсон из Университета Дьюка.
- А Ларри Нэнс из «Лейкерс»?
- Не думаю. Или же просто он - данкер не моего стиля.
- Cмотрите ли Вы конкурсы по броскам сверху во время МВЗ НБА?
- Да, я даже в прошлый раз был в Лос-Анджелесе. КОнкурс хорош, но не настолько, как его хотел бы видеть я. Раньше в конкурсе принимали участие звезды первой величины для того, чтобы еще больше себя продвинуть. Особенно надо выделить те контесты, где принимали участие Джордан и Уилкинс.
Сейчас же звезды не стремятся выступить в этом мероприятии, оно стало больше похоже на шоу, которое не всегда соответствует этому понятию.
Я бы отделил конкурс по броскам сверху от других мероприятий Звездного уик-энда. Думаю, что это пойдет только на пользу.
И еще я думаю, что надо приглашать на конкурс аматоров, которые не играют в НБА.
- Как вы считаете в том известной контесте Зак Лавин обыграл Аарона Гордона?
- Нет, Гордон сделал более классные данки, но это, как всегда, очень субъективно.
- А тот, где Нейт Робинсон побил Андре Игуодалу?
- Та же ситуация. Кстати, я очень не люблю ту ситуацию, когда участник выбирает один данк и использует его по всем направлениям и во всех аспектах.
Также мне кажется, что надо сделать интернет-голосование для выявления победителя. В любом случае без использования Big Data уже не обойтись.
Это все-таки соревнование, а не маркетинг. В последнее время утвердилось мнение, что победители конкурсов по броскам сверху выиграли нечисто. Так не должно быть.
- Как вы считаете, можно ли достать монетку с верхнего края щита?
- Конечно, можно. Есть много классных артистических моментов, которые могут войти в программу новой дисциплины.
Возвращаясь к МВЗ в Лос-Анджелесе, вспомните, кто был в жюри. DJ Khaled! Что он понимает в этом?
- Вы считаете, что привлечение таких персон, как DJ Khaled вредит конкурсу?
- Тут надо четко разграничивать. Для Лос-Анджелеса – города звезд – это очень хорошо. Привлечение внимание, зрители и все прочее. Это понятно и так. Только я не понимаю, что он понимает в этом деле? Как он может оценивать тот или иной данк по сложности? Простите, но мы соревнуемся, мы такие же спортсмены, как и другие. Почему в фигурном катании в жюри заслуженные спортсмены, которые высчитывают каждый элементик, а у нас – DJ Khaled?
- Есть ли секрет тренировки данков? Что нужно сделать, чтобы стать крутым данкером?
- Секрет простой – надо быть «голодным» к тому, что ты делаешь. Надо подходить к любому занятию, любой тренировке c «пустым желудком». Чтобы «насытиться», надо иметь «аппетит». Природа не терпит пустоты, поэтому тот, кто открыт для данков, тот ими и овладеет.
Вторая часть секрета – понимание того, что придется заплатить определенную цену. Для каждого она своя.
Я родился и рос без интернета, я не мог найти нужную мне информацию, но я нашел себя. Я заплатил за свое искусство травмами, которые накладывались поверх травм, которые уже лежали на травмах. Таким образом я раздвигал границы своих возможностей.
Меня часто спрашивают, что нужно сделать, чтобы никогда не получать травмы. Мой ответ прост: лучший способ уйти от травмы – это их получать. Отметки, которые остаются после травм, - напоминание о том, сделан следующий шаг на пути к успеху.
53 Комментария
Рекомендуемые комментарии