Лучший фильм про баскетбол. Рецензия на фильм "Движение вверх" от Slamdunk.ru
Сегодня мне довелось побывать на предпремьерном показе фильма «Движение вверх» для СМИ. Давно подал заявку, и лишь вчера в 13:00 позвонил наш пиар директор МЛБЛ и сказал долгожданное: «Антон, сегодня в 17:00 приглашают посмотреть фильм, идешь?» «Конечно, иду!»
Огромный кинотеатр «Октябрь» на Новом Арбате в этот день был полностью посвящен «Движению вверх». Пока пустая красная ковровая дорожка, яркий брендинг баскетбольного фильма – в России я никогда не видел ничего подобного. Обычно ожидаешь увидеть железного человека или человека-паука, но никак не баскетбольный мяч.
На фильм шел, не ожидая чего-то большого, все-таки скептикам удалось вселить в меня некие опасения по поводу этого фильма. Тем более, что в фойе ЦСКА меня недавно настращал Сергей Николаевич Тараканов, который сказал, что там «слишком много «малины», и что такой фильм надо снимать с документальной точностью, ведь уже сама по себе эта история – легенда. Кстати, сам Тараканов отметил, что вообще начал играть в баскетбол, посмотрев эту игру 1972 года по телевизору! Интересно, кто-нибудь из будущих легенд российского баскетбола попросится в секцию баскетбола после этого фильма? Сможет ли эта история дать такое продолжение? А быть может, кто-то это делает прямо сейчас?
Много разных фраз я слышал об этом фильме, в том числе от актеров, с которыми я знаком, и из интервью с продюсером. Слышал и мнение, которое я отмел сразу: «это лучший фильм про баскетбол, который когда либо снимался». Ну тут уж я начитался комментов на слэмданке, типа, что это невозможно, и что русские ничего не могут.
Еще одно интересное мнение, которое я сразу отбросил за несостоятельностью: “так баскетбол еще никто и никогда не снимал”. Признаюсь честно, в этот момент я тоже пошел на поводу у публики, которые в один голос мне твердили, что есть фильмы типа “Белые не умеют прыгать” и т.п., где баскетбол снимается круче некуда. Увы, ошибся оба раза.
Лучший фильм про баскетбол
Первое. Смелое заявление. Да, это лучший фильм про баскетбол, который я видел.
По эмоциям, по заложенной истории, по драматургии, по актерской игре, по сценарию, по близости русскому человеку – это абсолютно лучший фильм про баскетбол. Не только из русских, а вообще из всех!
После фильма я долго думал, с чем же можно сравнить это кино? Space Jam. Отдыхает на сотню километров. Белые не умеют прыгать? Слабо. Glory Road? Хорошо, но у нас фильм лучше. Дневник Баскетболиста? Сильно, но не про баскетбол, да и как фильм так не цепляет. Полупрофи? Непобедимый дикарь? Баскетбол в стиле Кунг-Фу? Эдди? Издеваетесь!? «Стоп!» - кричу я сам себе. Тренер Картер! Есть же Тренер Картер!
Да, Тренер Картер, - сильный аргумент. Я считаю, что это лучший баскетбольный фильм на все времена. Но… Сейчас я ставлю его на второе место после «Движения вверх» в моем личном списке. Тренер Картер – чужой. Он не цепляет до слез, а в этом фильме только у меня три раза скупая мужская накатывала, а моя девушка ревела и хлюпала носом без остановки. Да и сзади всхлипывания во время фильма не прекращались.
Фильму, действительно, удалось выйти за рамки баскетбола. Нет, баскетбола там много, в отличии от того же «Дневника» с Дикаприо, который я пересмотрел неделю назад, но сквозь фильм проходят несколько сюжетных линии и вообще целая эпоха 70-х годов в СССР проходит перед глазами.
Это фильм, который может тронуть каждого, включая ваших родителей – они узнают свое время, молодость, атмосферу в стране, предметы быта, шутки, песни, свою жизнь. Мы с вами, баскетболисты, узнаем наш любимый спорт, борьбу, преодоление, команду, дружбу. Кто-то увидит там историю любви, кто-то посмеется над юмором.
Недавно, смотрел интервью Слепакова Дудю. Там был интересный вопрос: как сделать юмор понятный всем? Ответ был примерно такой: надо найти тему, которая затронет всех. «Движение вверх» - тема, которая затронет всех.
Сюжет
Основной сюжет, естественно, разворачивается вокруг личности главного тренера Владимира Петровича Гаранжина.
Перед съемками фильма продюсеры связывались со всеми советскими баскетболистами-участниками Олимпиады (их всего четверо живых осталось на планете в 3 разных странах мира) и с родственниками покойных на предмет права использования имени. Не все согласились. По разным причинам. Я знаю, что украинец Анатолий Поливода отказался предоставлять свое имя по политическим соображениям. В результате, украинского «следа» в фильме нет вообще и никто не может упрекнуть картину в том, что она пытается решить сиюминутные полические цели. Да, есть грузины и литовец – но они внесли большой вклад в ту победу и в фильме занимают центральное место.
Почему главного тренера зовут Гаранжин, а не Кондрашин я не знаю. Возможно, его вдова отказалась предоставлять это право, т.к. в фильме показана сюжетная нить с его ребенком-инвалидом? Возможно, где-то создатели фильма исказили реальную историю Кондрашина?
Чисто случайно, за пару недель до этого при подготовке к «Дню Баскетбола» я посмотрел сюжет про Кондрашина. Стыдно, но я не знал ничего о его личной трагедии, о том, что он воспитывал ребенка с синдромом ДЦП, который практически не мог двигаться, и всю жизнь провел в инвалидном кресле. Интересно посмотрел ли он фильм?
Эта история проходит через весь фильм и добавляет глубину образу гениального тренера.
Роль Гаранжина играет один из самых крутых российских актеров – Владимир Машков. И он развернулся здесь на весь свой талант. Именно это я и имею в виду, когда говорю о блестящей актерской игре. Убедителен как Самюэль Джексон. Половину успеха фильма может записать на свой счет Машков. И вообще ключевые роли в этом фильме играют не баскетболисты, а настоящие актеры!
Блестяще роль вертлявого представителя Мин. Спорта играет Марат Башаров. Руководитель Мин. Спорта – Сергей Гармаш. Руководитель Федерации Баскетбола – Андрей Смоляков. Все они великолепно передают эпоху СССР, когда тренера могли снять и снимали за второе место, как это случилось с Александром Яковлевичем Гомельским или устраивали обыск на таможне по сигналу «стукача».
Эта эпоха затягивает. Один из главных героев – легендарный литовец Модестас Паулаускас – ненавидит СССР и до последнего момента мечтает бежать из СССР. Его сюжетная линия проходит через весь фильм и, скажу честно, по ходу картины он реально начинает раздражать – вали уже скорее! Не думаю, что оригинальный Паулаускас хотел свалить в Европу из СССР, скорее это собирательный образ тех спортсменов, которые пройдут этой дорогой позже.
Еще одна сильная сюжетная линии – история Александра Белова. За кадром картины остается его связь с Кондрашиным, ведь именно «Петрович» воспитал его как человека, приведя в баскетбол со школьного урока и вырастив из детской секции ленинградского «Спартака» до игрока и одного из лидеров сборной СССР. Видимо, чтобы раскрыть эту связь, времени фильма просто не хватило! Лишь однажды в фильме звучит в фильме фраза: «С Сашей беда», но понять ее смогут лишь те, кто знает баскетбольный код, а именно то, как Кондрашин относился к Александру Белову – как к сыну.
Александр Белов – золотой мальчик российского баскетбола. Он умер в 26 лет от редкого заболевания – соркомы сердца. Это одна из самых драматичных страниц в истории советского баскетбола. Фильм, который является квинсистенцией жизни в баскетболе и баскетбола в жизни, переносит эти события, которые на самом деле произошли лишь спустя 6 лет, в 1972 год. Его личная драма и история любви разворачивается прямо во время Олимпийского цикла. Именно эти моменты вызывают наиболее сильные чувства.
Приятно, что картину не сделали плоской. Довольно много юмора, при чем юмор периодически возникает в самые драматичные моменты, но, что удивитильно, ничуть не перебивает их!
Например, в момент полета мяча, который Иван Едешко отдает на Белова через всю площадку, показывают всех второстепенных персонажей фильма. Все смотрят эту игру у телевизора, и все: от американского врача, до российского номенклатурщика, как бы ловят мяч вместе с игроками нашей сборной. Это высший момент напряжения в фильма, но и он содержит в себе юмор, потому что персонажи застывают в совершенно комичных позах.
Так баскетбол еще никто не снимал
Вообще slow motion – то, что делает этот фильм. Я согласен с утверждением, что так баскетбол еще никто не снимал. Даже рядом не стоял.
Вообще все хорошие баскетбольные фильмы были сняты довольно давно. Тот же тренер Картер был снят 12 лет назад. Если сравнить технологии, которые были доступны тогда и сейчас, то всем понятно, что это небо и земля.
Представьте себе голливудский боевик, где герой во время взрыва выпрыгивает из разбитого окна грузовика. Камера способна «остановить этот момент» и облететь вокруг Джейсона Стетхема (а кто еще будет прыгать из грузовика?). Впервые в баскетболе применили эти же технологии.
В фильме все блестит от крутизны съемок. Блестит паркер американских залов, разбитый Николаем Падиусом щит разлетается на миллион мельчайших осколков и камера выхватывает каждый из них, Сергей Белов зависает в воздухе на 3-4 секунды во время броска. Выглядит все очень сочно и красиво в качестве 4K. Т.е., по сути, наши операторы впервые применили лучшие «голивудские» технологии для баскетбольных съемок.
Такого раньше не делал совершенно точно никто. Повторит ли кто-то это в будущем? Думаю, что теперь - да. Возможно, этот фильм и американцы будут рассматривать как пособие по баскетбольным съемкам, если, конечно, узнают о его существовании. Медали-то они так и не забрали!
Нереальность баскетбольных движений
Еще один важнейший момент, который вызывал много хейта по трейлеру: мельница в кадре. Да, это, действительно, все было в финальном матче, хотя, насколько я помню оригинальную игру, сверху смогли забить лишь 1 раз на две команды.
А как вы предлагаете снимать баскетбол? Всем понятно, что в 1972 году (45 лет назад) техника баскетбола была на совершенно другом уровне. Сергей Белов с его джампшотом был инноватором мирового уровня и мог спокойно играть в НБА на ведущих ролях (это не только мое мнение)! Как показать, что эти игроки обладают самой крутой техникой мира и находятся на пике баскетбольного мастерства? Лучше показывать дриблинг в левую сторону правой рукой (я утрирую, такого тогда уже не было)?
На мой взгляд, создатели фильма вышли из этой ситуации блестяще. Они показали баскетбол таким, каким мы увидели бы его сейчас. Они показали данки, мельницы, броски из-под ноги, в общем все, от чего мы бы сейчас открыли рот также, как открывали рот болельщики в далеком 1972 году.
Я уверен, что любой другой вариант (показать обычный баскетбол) был бы провалом, не привлек бы к фильму внимание детей и не продвинул баскетбольную культуру дальше. Единственное, что механика этих движений была не всегда на высоте, и, мне показалось, что часть данков снималось на низкие кольца, а мы на SD эту фишку быстро палим. Т.е. даже баскетольные дублеры не могут сделать данки так же сочно, как Зак Лавин. Однако фильм это не портит, т.к. все очень круто и динамично замиксовано и снято – увидите сами. Я понимаю для чего это сделано. Молодцы, что приняли такое решение.
Кастинг
Где-то пару лет назад сеть облетела инфа про кастинг актеров на баскетбольный фильм. В США с этим дела обстоят гораздо проще, т.к. процент играющих в баскетбол людей с актерскими данными просто колоссальный. У нас такого нет, поэтому создателям фильма пришлось собирать с миру по нитке, ведя тщательный и сложный отбор. Главного героя на роль Сергея Белова (Кирилла Зайцева) нашли в Латвии. Он, кстати, успел принять участие в таких проектах как «Гоголь. Начало» и сериале «Троцкий».
Иван Колесников, который играет одну из центральных ролей - Александра Белова, и вовсе актер с большим стажем. Он снимается в кино с 1991 года, и у него больше 30 ролей.
Естественно, что проф. спортсмены не могли принять участие в съемках – никого не отпустили, поэтому все актеры были баскетболистами-любителями из нашей Лиги МЛБЛ. Почти со всеми я знаком.
Например, легендарный Николай Падиус («Бизоны») играет монстра-студента, с которыми наши играют в американском турне. Александр Дедушкин («Проект-Восток») колоритно изобразил свирепого американского центрового в финале Олимпиады. Федор Маркин («Проект-Восток») играет американского форварда, Игорь Игнатов («БК Квант») играет роль Вольнова, Сурен Меликсетян («Проект-Восток») появляется аж в трех эпизодических ролях – судья и два игрока. Более важная роль досталась игрокам «Бизонов» - Егору Климовичу и Александру Ряполову. Ряполов, с котором мы на фото, играет роль Алжана Жармухамедова. Он один из немногих (или единственный) из реальных баскетболистов, которым доверили реальную роль со словами и актерской игрой.
В общем, соблюдатся некий баланс между актерской игрой и баскетбольным мастерством. Все смонтажировано таким образом, что одно не мешает другому. Я думаю, что это была самая сложная часть фильма – показать актеров, которые не очень хорошо играют в баскетбол в роли мировых звезд и, наоборот, сделать так, чтобы баскетболисты не фальшиво смотрелись в кадре.
Сергей Белов
Сергей Белов особняком стоял и в жизни, и в этом фильме. Глядя на него понимаешь, что это ЛИДЕР. Жесткий, харизматичный, сложный, способный вести за собой команду.
Сам Белов не был игроком атлетизма, хотя показывал рекордные показатели в качалке. Кстати, тот же Стеф Карри, с которым можно сравнить Белова, также выглядит не броско, но у него очень высокие силовые показатели. Но все, кто знал Сергея отмечали, что в первую очередь это был ХАРАКТЕР. В фильме этот характер раскрывается на все 100%.
Особенно запомнилась фраза, которую Сергей Белов говорит Паулаускасу:
- И давно они стали тебе своими?
- Стали-то давно. Просто понял это только сейчас.
По ходу фильма Белов из непререкаемого лидера, становится настоящим командным игроком, который является одним целым с коллективом, а не давит на него своим авторитетом. Именно Белов первым поверил в то, что смешная, навязчивая идея тренера «обыграть американцев» - реальность.
Идея фикс – обыграть американцев
Многие принижают значимость победы сборной СССР в этой Олимпиаде. Чтобы понять значимость этой победы, нужно погрузиться в контекст эпохи.
До этого матча сборная США одержала 68 побед подряд, т.е. по сути не проиграла ни одного матча с момента введения Баскетбола в Олимпийскую программу. Считалось, что баскетбол – чисто американский вид спорта, где им нет равных. Считалось, что разница между США и всеми остальными странами безгранична. Примерно, как если бы сборная СССР по хоккею играла против Мозамбика.
При этом США собирали на Олимпиады очень серьезные сборные из молодых профессионалов. И не надо обманываться, называя их студентами. Студенты из баскетбольных программ США готовятся в 100 раз круче, чем наши профи. Если не верите, почитайте интервью с Косаткиным, который рассказывает, сколько тренеров по баскетболу имеет их студенческая команда и в каких условиях она занимается. Ни один проф. клуб в России не обладает такой базой и такими возможностями, а ведь у него далеко не топовый универ!
Американцы, считая себя на голову сильнее всех, отправляли на Олимпийские игры лучших студентов, будущих игроков НБА, которые в Европе всех могли разорвать на раз-два, но им это просто было не интересно, ведь почти все игроки этой сборной США прямо в том же году (или через год-два) попали в НБА.
Вот список 9 из 12 баскетболистов сборной США 1972:
Даг Коллинс – первый номер драфта 1973, 4-х кратный участник Матча Звезд, 17.9 очков в среднем за карьеру в НБА.
Том Хэндерсон – 7-й номер драфта 1974 (9.4 очка).
Майк Бантом – 8-й номер драфта 1973 (12.1 + 6.4 подбора в среднем за карьеру). Бобби Джонс – 5-й номер драфта 1974 (11.5 + 5.5), чемпион НБА, пятикратный оллстар, лучший шестой в НБА 1983, восьмикратный член символический сборной по игре в защите.
Дуайт Джонс – 9-й номер драфта 1973 (8.1 + 5.9)
Джим Брюэр – 2-й номер драфта 1973 (5.8 + 6.3)
Томми Берлсон – 3-й номер драфта 1974 (9.4 + 6.3)
Том Макмиллен - 9-й номер драфта 1974 (8.1 + 4)
Кевин Джойс – 11-й номер драфта 1973 (10.6 + 3.2 передачи)
Как видите, почти все игроки были выбраны через год или два под высокими номерами на драфте (1 – 11 номер драфта). На момент Олимпиады в Мюнхене им было по 20-21 году. Кстати, Александру Белову было столько же.
Учтите, что тогда в НБА попадали в 22-24 года. Это сейчас Лонзо Болл или Леброн Джеймс уже в 18 лет в НБА скачут, а к 21 году они уже по 2-3 года в НБА проводят в ранге лидеров. Тогда все было гораздо более сурово, и подготовку баскетболисты проходили у лучших специалистов мира по раскрытию баскетбольных навыков, играя перед аудиторией в десятки тысяч человек.
Т.е. тот, кто говорит, что наши обыграли левых студентов – просто не разбирался в контексте эпохи. Сергей Белов подтверждает мои слова, говоря в своей книге “Движение вверх” о том, что в том году эта была лучшая сборная США из тех, что приезжали на Олимпиады.
Это были не левые студенты. Это были крутые игроки, уже уровня НБА, которые никогда и никому не проигрывали и даже мысли не было такой, что эта команда может кому-то проиграть – слишком сильны. На том же сходилось общественное мнение 100% журналистов эпохи.
Герой Кондрашина в фильме говорит такую фразу:
- Рано или поздно американцы должны проиграть. Я просто подумал, что хорошо бы нам. Им (американцам – прим. SD), по крайней мере, будет не стыдно.
Кондрашин готовил команду, чтобы стать первопроходцами в том, что считалось для всего мира запретной территорией. Он учил и засматривал до дыр записи игр американских спортсменов, раскладывал по полкам их систему подготовки, их комбинации, вырабатывал средства противодействия, подбирал игроков таким образом, чтобы сопернику было неудобно. Одним словом, самый крутой тренер в истории нашей страны (наравне с Гомельским), проявил весь свой талант, чтобы добиться этого результата.
Этот процесс находит отражение в фильме. Никто не верит Гаранжину, за исключением, разве что, его сына. Его слова о том, что сборная СССР может обыграть американцев воспринимают в штыки: «Мы нахера тебя поставили? СССР подставлять на мировой арене? Очнись!»
Но он идет к своей цели и верит в нее даже в тот момент, когда произошел страшный теракт в Олимпийской деревне, и Палестинские террористы захватили в заложники и убили 11 членов олимпийской сборной Израиля. Те моральные основы, которые он заложил в команду, не дают ей распастся под давлением обстоятельств, и люди совершенно разных национальностей, которых весь мир называет «русскими», совершает свой подвиг.
Вы знаете, я много видел разных фильмов и о баскетболе, и просто о жизни. И этот фильм я могу спокойно рекоммендовать к просмотру всей семье. Под новый год вся страна идет смотреть 48-й выпуск «Елок», очередной 42-й коммикс «Марвела», но, друзья, этот фильм в 100 раз лучше!
P.S. Влияние на культуру
В заключение хочу немного сказать о том, какой эффект играет этот фильм для общества. Для меня совершенно очевидно, что фильм “выстрелит”. Я очень боялся, что он провалится, но, теперь уверен - этого не будет. Уже на премьере я увидел десятки журналистов. Завтра по всем СМИ разлетится новость о выходе этого фильма. Такого внимания к баскетболу не было даже во время победы сборной России в 2007 году на Чемпионате Европы.
Фильм уже вышел за рамки баскетбола. Миллионы зрителей познакомятся через эту картину с нашей любимой игрой, и игра не ударит в грязь лицом.
Создателям удалось сделать так, что не стыдно. Как это удалось в свое время сделать с фильмом “Легенда №17”, снятого про хоккеиста, в честь которого я выбрал первый баскетбольный номер на своей футболке. Думаю, что теперь сотни и тысячи семей серьезно рассмотрят баскетбол, как достойный вид спорта для своего ребенка.
276 Комментариев
Рекомендуемые комментарии