• записи
    112
  • комментариев
    135
  • просмотров
    33 017

Иногда они возвращаются


MJB

579 просмотров

 Поделиться
https://www.slamdunk.ru/blogs/entry/181-%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0-%D0%BE%D0%BD%D0%B8-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B0%D1%8E%D1%82%D1%81%D1%8F/

Иногда они возвращаются

Автор: TimAG

Сегодня мой обзор не посвящен какому-то конкретному событию, матчу или происшествию. Сегодня я хочу проакцентировать ваше внимание на уникальном явлении: возвращении игроков с пенсии.

Это целый феномен, разбирать его мы будем по косточкам, поэтому сразу прошу прощения за количество букв у всех «падонкав».

Для начала, давайте коротко пробежимся по основным этапам становления лиги. Итак, 40-50 гг. это время, когда баскетболисты становятся профессионалами с большой буквы. Соответственно, мы можем говорить о «профессиональной карьере». Какова она была для подавляющего большинства игроков? В среднем 7-10 лет и причин этому несколько. Достаточно сказать, что играть в баскетбол люди начинали в уже состоявшемся возрасте 21-25 лет. Разумеется, как и всегда и везде, были уникумы (например, обогнавший свое время Микен), пришедшие в баскетбол в 20 лет и заканчивающие карьеру под 35-40. Но в целом, 32-35 года – это было время завершения карьеры. Почему?

Всему виной сменившаяся эпоха в баскетболе. На дворе был уже конец 50 – начало 60 гг. Это время возросших скоростей и в корне меняющихся представлений о баскетболе. Боб Коузи и Джон Стоктон – оба представители «классической» баскетбольной школы разыгрывающего, примерно равны в своих физических кондициях, но они играли в разный баскетбол, и не признать это невозможно. Так же, как невозможно не признать, что уровень медицины в то время не позволял зачастую игрокам возвращаться после тяжелых травм.

Следующая эпоха, в свою очередь, с неохотой уступала место этапу «шоу тайм» в конце 70 – 80 гг. Опять же причин несколько.

Во-первых, это время легенд. Если 50е – это время появления первых профессионалов, то 60е – это эпоха становления титанов, людей на которых современники смотрят, задрав голову в прямом и переносном смысле: Рассел, Чемберлен, Робертсон... продолжать бессмысленно.

Также, это время сопровождается значительными изменениями в возрастном составе игроков. В связи с тем, что в лиге выступают откровенные монстры, мало кто рискует заявиться сюда до достижения 21-22 лет. Только достаточно окрепнув и набравшись опыта в низших и соседствующих лигах, имело смысл приходить в НБА. Вместе с тем, зачем, к примеру, тому же Расселу было уходить в 32 года, если он был только на пике своей формы. Длительность карьеры среднестатистического игрока выросла до 10-12 лет, а выдающихся баскетболистов – до 15 и более лет.

Во-вторых, проявляется с все большей силой коммерческая сторона вопроса продолжения карьеры. Играть в НБА – означает зарабатывать деньги. Если тот же Коузи не скрывал, что НБА дала ему лишь капитал, который он правильно вложил (как говорят, не без помощи мафии), то теперь игрой можно заработать себе и обеспечить детей. Менеджеры также рады игрокам, так как те приносят им деньги, даже если уже не приносят результатов на площадке. Кто из вас, пятнадцати- двадцатилетних парней отказался бы увидеть Оскара Робертсона в игре, в пяти метрах от вас? Даже понимая, что сегодняшний Робертсон – это не тот, который набирал более 30 очков в среднем за матч пять лет назад.

Следующий этап, время «шоу тайм», я предлагаю считать именно «этапом», не эпохой. Почему? Потому что это время противостояния, если проводить аналогии с античными мифами – время противоборства богов и титанов. Как и греческие боги, боги баскетбольные, во главе с теми же Дрекслером, Доком Джем и прочими, победили титанов. Но означало ли это забвение последних? Нет! И сейчас мы сравниваем достижения Коби Брайянта с феноменальными результатами Уилта Чемберлейна.

В целом, возвращаясь к вопросу, по этим эпохам можно сказать, что игроки НБА продолжали выступать столько, сколько могли делать это на приемлемом уровне. Причем, в зависимости от того, каков именно был этот уровень в сознании самого игрока, карьера могла продолжаться и 10 лет и 22 года.

Я не буду останавливаться специально на конце 80 – начале 90х гг. Да, в это время произошло два уникальных случая: один игрок был вынужден завершить карьеру по болезни, но смог вернуться через несколько лет и показать нам, насколько же он мог быть хорош. Другой игрок, возможно, величайший из всех игравших, прерывал свою карьеру дважды, каждый раз ссылаясь на объективные обстоятельства и каждый раз, возвращаясь, демонстрировал свое превосходство. Это великие карьеры, но они не отражают картины в целом, хотя и будут нужны нам для последующего анализа.

Наконец, современность… Что мы можем сказать о современности? Я прошу прощения, я привык мыслить денежными критериями, поэтому начну с того, что баскетбол – это зрелище. Кто смотрит это зрелище? Дети и подростки, в основной своей массе. Далее – слой успешных молодых дельцов около 30, для которых баскетбол НБА – это в большей степени, все же, выход в свет со своей подругой и не более dry.gif . Разумеется, зрительский состав (особенно в США), гораздо сложнее и этому можно посвятить отдельное исследование. Но в целом это так. Приведу в качестве примера себя – глядя матчи НБА, я в первую очередь приглядываюсь к игрокам, которых помню по своему подростковому возрасту. Какое мне дело может быть до ЛеБрона Джеймса, если он младше моей младшей сестры blink.gif ?

Значит, деньги в казну идут от молодых. Потом – подготовка молодых игроков стала настолько отлаженной (не скажу совершенной), что многие из них действительно готовы играть в 19-20 лет. Но и правила и суть НБА изменились вслед, что бы позволить молодым игрокам чувствовать себя комфортнее – стало меньше жесткой защиты, увеличена дальность трехочковой… Да, да, увеличенная дальность трехочковой линии способствует разряжению пространства под кольцом, что в свою очередь дает возможность для обыгрышей с дриблингом и продавливанию при не самом большом физическом сопротивлении.

На этом фоне, многие ветераны заканчивают свою карьеру. Игровое время отается молодым, большие контракты – молодым, да и перспективы (что греха таить) – тоже молодым, ветеран не имеет перспектив по умолчанию.

Что же заставляет многих из них возвращаться в лигу? Предлагаю сначала сделать список потенциальных «возвращенцев»:

1. «Толком и не уходил». Так мы назовем всех игроков, которые по факту и не уходили из баскетбола. Причин тому могло быть несколько: не вовремя случившиеся травмы, личные проблемы (в т.ч. дисквалификации), завышенные запросы и прочее, и прочее, и прочее. В лиге крутится как минимум дюжина игроков за 30-ть, которые уже «уходили» из НБА, но спешат туда вернуться.

2. «Травматики». Это отдельная когорта игроков. Во многом, правильнее зачастую говорить, играют ли они или нет. Вот, к примеру, Грант Хилл, за шесть сезонов отыгравший (по матчам) три – считать ли, что он «был» в лиге эти другие три сезона. Или Алан Хьюстон – игрок, несомненно заслуживающий своего немалого контракта когда он играл – но можно ли говорить, что последние три года он «играл» в лиге? Соответственно, правильно ли про этих парней говорить, что они «вернулись»?

3. «Ушел, но полон сил вернуться». Это, как ни забавно звучит, самая неоднозначная группа индивидуалов. Люди, которые закончили свое выступление в НБА, потому что «пора уже», потому что не видели перспективы, или просто решили – действительно, пора.

Итак, общая суть моего посыла – НБА правит молодежь. Молодежь приносит деньги. Разумеется, мне не сложно доказать мой постулат.

Представим себе на минуту, что НБА – это только бизнес, бизнес на шоу. То есть – шоубизнес. Тогда мы можем применить те же механизмы, которые сейчас действуют для кинематографа и создания видеоигр.

Видеоигры. Поймите меня правильно, несомненно, всегда были, есть и будут хардкорные игры, для настоящих любителей, которым можно стать только в возрасте «около 30». Проблема – в рейтинге. Создатели пытаются разместить свою игру в рейтинге «до 16» не потому, что она действительно верит, что игру будут покупать школьники младших классов, а потому, что такой рейтинг дает возможность продавать игру всем вообще.

То же самое касается фильмов: фильм с рейтингом «для семейного просмотра» – это фильм для всех и никого.

Это не значит, что это будут плохие игры и фильмы. Но, опять же, всегда будут фильмы типа «Американского пирога» и «Подставы Хадсакера». Принципиально разные фильмы.

Прошу прощения, за экскурс, возвращаемся к НБА, но теперь – к баскетболу. Главный герой поколения NEXT на площадке – это молодой, крутой, шикарный парень, желательно, с кучей тату по всему телу. А в Америке – к тому же афроамериканец с ноткой латинской крови. Если же он белый – значит это «большая белая надежда»… Оп, а вот она суть – не бывает «надежды» в 35 лет, максимум 30. После этого тот или иной комментатор объявляют тебя «ветераном».

Этот сдвиг, естественно, был не только рыночным. Не только маркетинговым. Этот сдвиг был обусловлен и акселерацией и ростом молодых игроков, улучшением их подготовки. Кэвин Гарнетт, Коби Брайянт, Амаре Стаудемаер… извините, если кого забыл.

ЛеБрон Джеймс. Остановлюсь именно на нем – молодой 19-ти летний игрок, имеющий не только выдающуюся физику, но и достаточно зрелую игру. «Достаточно» ли? Еще один сложный вопрос. Но, исходя из предпочтений зрителей – вполне. Ведь зрители – молодежь, а самый любимый опрос среди фанатов: «кто круче бьет сверху – Амари или МакГреди». Прошу обратить внимание: в опросе «чья игра вам симпатичнее» фигурируют манеры «ран’н’ган» против «биг фандементал». А почему бы не сравнить двоечку «инсайдер-реактивный проход + снайпер» от Поповича и знаменитый «треугольник», практикуемый Филом Джексоном?

А потому, что никто этим не заинтересуется. Тактика и опыт постепенно выходят из сферы интересов, т.к. не являются сильным качеством молодых игроков. Лишь исключительные молодые люди сильны в таких качествах.

И вот здесь на первый план выходят опыт и игровое чутье игроков старшего возраста. Дикембе Мутомбо – старик? Может быть, хотя говорить такое не вполне справедливо, ибо физические данные пап Мутомбо дадут фору множеству более молодых игроков, а за счет опыта он может обыграть прыгающего вокруг как савраска Ховарда. Просто поставит спину вовремя и все: хочешь – фоли!

Но долгожительство больших игроков действительно под вопросом. Природа не способствует этому, слишком высока цена за доминирование в молодые годы.

Зато защитники могут проявить себя и в сорок с лишним лет. Совсем недавно звучал вопрос – стоит ли возвращаться Редджи Миллеру, и если он вернется, то, что он сможет показать?

Я вам отвечу – Миллер мог бы показать интеллект игры в баскетбол. Точный бросок в нужный момент (а не множественное бросание по кольцу с трехочковой линии, просто потому, что «по статистике» должен забить – я думаю, вы понимаете, что я имею в виду последний финал плей-офф), моментальный просчет комбинации, правильное решение на последних секундах (сколько их было у него)… да, даже просто грамотно подставиться.

Далласу не хватило в плей-офф 2006 Финли, чтобы понять, что Новицки не выиграет за них чемпионства. В Майями были люди, которые не только помогали Уэйду, но и «заслоняли» его. Опытные люди.

Могут ли возвращенцы так отыграть? Вероятно, да. Миллер ушел из НБА, потому что Индиана (в среднем) была почти в два раза моложе его. Баркли ушел потому, что больная спина намекнула ему, что возраст геройств прошел – а по-другому он не умел. Джордан ушел потому, что есть в древнеримской традиции выражение – «уйди сейчас». Робинсон ушел, потому что обещал уйти после того сезона.

Мог ли Дэвид играть еще сезон? Я подозреваю, что – да. Мнимое «освобождение дороги молодым»… То же произошло и с Карлом. Винить их ни в коем случае нельзя, это был их человеческий выбор. Ведь не обязательно играть пока можешь шевелить ногами…

Но значит ли это, что если они ушли, то другие просто обязаны уйти?

Нет, я думаю нет.

В качестве заключения я скажу, чего я жду от Пенни Хардуэя, Алана Хьюстона и др. Я жду красивой игры. Красивой именно той красотой, которая заключается в том, что «мозги сильнее мышц», а пользовать мышцы оставим молодежи. Я жду пасов в разрез, внезапных бросков с дриблинга, и, главное – стопроцентной реализации стопроцентных возможностей.

То, в чем молодежь слабовата...

 Поделиться
https://www.slamdunk.ru/blogs/entry/181-%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0-%D0%BE%D0%BD%D0%B8-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B0%D1%8E%D1%82%D1%81%D1%8F/

0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  •  (0 пользователей онлайн):

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу


  • Избранное

    • После неуверенного и, по итогу, даже разочаровывающего выступления в плей-офф 2023 года в офисе «Бостона» поняли, что для победы недостаточно того, что есть в команде и что нужны дополнительные опции для набора очков, а не только изоляции лидеров и постоянное поливание из-за дуги.
         При том, что лидеры: Джейсон Теймум и Джейлен Браун – это все-таки на 70%+ схожие по функционалу и скиллсету игроки, которые даже в те редкие моменты, когда играли друг от друга – все равно получали в размене сопоставимых по габаритам защитников, над которыми не имели ощутимого преимущества.
         Приняв несколько непростых, как я думаю, решений и отдав двух обожаемых публикой и товарищами по команде ключевых игроков: Маркуса Смарта и Роберта Вильямса, Брэд Стивенс сумел заполучить в команду большого с хорошим нападением – Кристапса Порзингиса, который до этого в «Вашингтоне» провел чуть ли не лучший сезон в карьере и, по удачному стечению обстоятельств ставшего доступным для обмена Джру Холидэя – ветерана с чемпионским опытом и вообще одного из самых полезных игроков в НБА.
      • 1

        Баллы репутации

      • 0 ответов
    • В нынешнем сезоне нам с вами в очередной раз выпала возможность наблюдать битву за звание новичка года. Ну и что? - спросите вы. А то, что новичок года этот будет с вероятностью в 99.9% ростом от 216 см. Конечно же, речь пойдёт о Чете Холмгрене и Викторе Вембаньяме.
      Только подумайте: самыми высокими новичками года за последние 23 года становились Пау Газоль и Карл-Энтони Таунс (213 см). Официальный рост Кей Ди на момент дебюта в лиге значился в районе 208 см (но говорят, он всегда обманывал, и на самом деле его рост 211). Другими словами, семифутеры, если и становились объектами наблюдений и удивлений, то это крайне редко происходило в их первый сезон. Даже китайскому 226-сантиметровому гиганту Яо Мину потребовались время и миллиардная поддержка соотечественников, чтобы попадать в символические пятерки и на МВЗ (да, он сыграл в матче всех звёзд уже в первом сезоне, но это был китайский чит-код и не совсем справедливые правила отбора). Но к Яо Мину и прочим Манутам Болам мы ненадолго ещё вернёмся, а пока давайте сравнивать героев нового времени.
      • 15

        Баллы репутации

      • 14 ответов
    • Традиционное новогоднее поздравление пользователям SD от Cactus
      • 96

        Баллы репутации

      • 58 ответов
    • Что же, теперь, когда последняя тайна Востока раскрыта, и Джеймс Харден в третий раз воссоединился с Расселлом Уэстбруком, можно сделать предварительные выводы и прикинуть, кто чем будет дышать в нынешнем сезоне. Давайте пробежимся по всем коллективам Востока, и посмотрим, кто на что был горазд (и будет).
      • 4

        Баллы репутации

      • 5 ответов
    • Теперь, когда карты окончательно раскрыты - команды выбрали новичков на драфте, некоторые продлили своих игроков, ставших свободными агентами, а Лиллард слёзно просит отправить свои таланты на южное побережье, мы можем посмотреть, что сделали клубы Запада, чтобы усилить состав/расчистить платёжку/уйти в перестройку/просто в очередной раз затупить и сделать что-то невнятное.
      • 17

        Баллы репутации

      • 19 ответов